Выбрать волю

Эсна и Грэхард: каковы перспективы?

В последние пару дней у меня постоянно заходят разговоры про эту пару, поэтому решила оформить мои мысли по этому поводу в статью.
Роман, как вы знаете из аннотации, лишь притворяется любовным, и, по моему скромному авторскому мнению, любовью там не пахнет вообще. Но читатели – чаще читательницы – настроены весьма романтично, поэтому расскажу, как я вижу возможность относительно здоровых любовных отношений между Эсной и Грэхардом.

Разберём сперва, что мешает Эсне любить. Она, как неоднократно замечается на протяжении всего романа, Грэхарда боится – и вполне обоснованно. Если сперва её страхи носят характер абстрактный, они основаны лишь на его мрачной правительственной репутации, то в финале она уже может довольно сносно перечислить, что именно её пугает. Согласитесь, Грэхард умеет напугать: не то чтобы это было хоть сколько-то допустимо, чтобы вас попросту запирали в вашей комнате безо всяких объяснений и даже без высказываний требований и условий, при выполнении которых вас отпустят. Грэхард же даже не явился к ней тогда с ультиматумом в стиле “выпущу, если откажешься от мыслей о разводе!” Попросту запер и выжидал. Чтобы сломалась и думать забыла о сопротивлении.
В общем, Эсна Грэхарда боится, и боится обоснованно, а страх, как известно, с любовью не сочетается.
Можно ли что-то с этим сделать? Да.
Грэхард, конечно, человек с тяжёлым тираническим характером, но он не психопат, не садист и даже не насильник. Он страшен Эсне тем, что непонятен: она не знает, в какой момент и почему он сорвётся и в каком виде будет осуществлён этот срыв. Если Эсна научится понимать, где, в какой момент и почему у Грэхарда слетают тормоза, то она сможет сосуществовать рядом с ним вполне комфортно.
Посмотрите вон на Дерека… и нет, я не могу просто взять и не приплести Дерека в каждой заметке, которая касается Грэхарда:D Так вот, Дерек Грэхарда не боится совсем – потому что прекрасно его знает, понимает, видит, где проходит та самая граница, за которую не стоит лезть. При этом, обратите внимание, по этой самой границе терпения Грэхарда он проходит вполне себе фривольно и бесстрашно, прекрасно понимая, что ничего ему Грэхард не сделает. Да Боже мой! Если бы мои друзья заявили мне некоторые вещи, которые Дерек заявлял Грэхарду в лицо, – я бы тоже зашвырнула в них чашкой:D Ну, во всяком случае, моему консультанту по матчасти такая угроза прилетает регулярно.
В общем, с Грэхардом возможно сосуществовать. Дерек подтверждает. Он за пятнадцать лет ни разу не нарвался – хотя по кромке ходил регулярно – и нарвался-то только потому, что чувства к Эсне разум затмили. Он же чувствовал в тот момент, что Грэхард на взводе, знал, что нужно остановиться, но не смог – потому что любил Эсну, и потребность защитить её встала выше здравого смысла. Ни в коем случае не оправдываю Грэхарда в этой сцене, но у Дерека вполне могло хватить мозгов не доводить и так-то гневливого, а ревности и ещё более вспыльчивого, чем обычно, господина.
Эсна найти и принять эти границы тоже сможет. В конце концов, они у Грэхарда не так чтобы заоблочно идиотские. У каждого человека есть такие границы, за которые не следует лезть даже самым близким; у Грэхарда их чуть больше, чем у среднестатического мужчины, но ничего заоблочно криминального он от Эсны не требует. Голову у него сносит только конкретно в тех случаях, когда он ощущает потерю контроля над ситуацией. В этом случае он начинает самоутверждаться гипертрофированными и нездоровыми способами. Если знать, почему и как это происходит, не нарываться – вполне реально.
Итак. Эсна полюбить Грэхарда может. Но, к сожалению, для неё это всегда будут отношения “как на пороховой бочке”: а ну как не туда ткнёшь – и всё взорвётся? Но, на самом деле, все мы с вами находимся в таком положении: всегда есть шанс, что мы или кто-то другой ткнём нашего партнёра совсем “не туда”, и взорвётся он так, что мало никому не покажется. Просто с Грэхардом эти шансы чуть выше. И требуют отдельных адаптивок в построении отношений с ним.

Теперь – что касается Грэхарда. Он, разумеется, тоже Эсну не любит (хотя мне тут в ТТ заметили, что одной фразы “Я завоюю для тебя всю Анджелию” достаточно, чтобы в эту любовь поверить) – он желает ею обладать, в самом широком смысле слова. Обладать не только телом, но всей Эсной. Со всеми её мыслями и чувствами.
Если бы у Грэхарда не было мотивационного пинка в виде побега Дерека, я бы сказала, что тут без шансов, и Грэхард полюбить не сумеет никогда. Но пинок этот есть, и боль от этого пинка оказалась достаточно глубокой, чтобы заставить Грэхарда задуматься и пересмотреть свою стратегию выстраивания отношений.
До Грэхарда реально дошло, что настоящая близость требует равенства, и он реально так ранен потерей Дерека, что готов работать над тем, чтобы не потерять ещё и Эсну.
Несмотря ни на что, Грэхард – действительно умный человек. Он умеет делать выводы из событий своей жизни, прогнозировать последствия своих поступков и работать над собой. Да, обычно у него нет на это времени, и он не считает, что людишки вокруг достойны таких усилий с его стороны. Нарциссизм в полный рост: для Грэхарда есть весь мир – и есть близкие (коих, как мы знаем, всего трое: мать, Дерек и Эсна). И для близких он готов прилагать усилия.
Грэхард готов и будет работать над отношениями с Эсной, и, как мне кажется, это не может не найти у неё отклика. Ей хочется быть понятой и принятой, ей хочется уважения и партнёрства – если она увидит, что Грэхард пытается понять, принять, уважать и выстраивать отношения на равных, она, несомненно, пойдёт ему навстречу.

В общем, я вижу их брак так. Эсна, научившаяся понимать Грэхарда и видеть, где проходят границы его терпения, сможет выстраивать отношения с ним аккуратно, не нарываясь. Грэхард, в страхе потерять её так же, как потерял Дерека, будет более уступчив и расположен искать компромиссы. Конфликты, конечно, будут неизбежны, но Эсна благодаря своему твёрдому – унаследованному от батюшки-адмирала – характеру не сломится и сможет защищать свои внутренние границы. Грэхард, со своей стороны, научится подавать свои решения более мягко, без присущего ему категоризма, щадя чувства жены, но и не отступая в тех вопросах, которые ему принципиальны. Собственно, это я и показала в заключительной главе.