В поисках солнца Выбрать волю

Размышления о характере Дерека

Характер у Дерека светлый и сильный, но есть в нём одна критическая уязвимость: предельная ассимиляция с окружением. Для Дерека настолько важно “сливаться” с обществом, в котором он оказался, что он полностью перенимает обычаи, нормы, нравы и ценности этого общества.
Соответственно, если определить Дерека в “дурную компанию”, он станет думать, говорить и совершать дурные вещи, лишь бы чувствовать себя там “своим”.

В даркийский период его жизни с этим не было особых проблем, потому что он был частью протестантской общины, живущей по христианским законам, а в качестве идеального образца у него был отец – который, как пастор, воплощал в себе идеал христианской жизни. Круг интересов и желаний Дерека в тот период полностью определялся примером отца: он хотел прожить такую же точно жизнь и обладать точно тем же набором качеств. Поэтому он учился грамоте и наукам (не слишком усердно, потому что сельскому пастору не так много и надо), умел работать руками (потому что в деревне мужчине нужно многое уметь делать руками) и мечтал о большое семье (для чего присмотрел себе скромную и работящую девушку с соответствующей системой ценностей).
Вот потом Дерека ожидал трындец, потому что он был вырван в совершенно противоположный привычному культурный контекст: в Ньоне христианская мораль была не в чести. В Ньоне существовало лишь право сильного, и на вершине человеческих ценностей стояли сила, хитрость, богатство и власть. Дерек незамедлительно принял “правила игры” и, оказавшись при Грэхарде, постарался быть максимально ему полезным – потому что Грэхард находился на социальной вершине, и его приближённые, соответственно, были устроены наилучшим образом.
Правила ньонской жизни контрастировали с заложенными в Дерека моральными убеждениями настолько сильно, что, возможно, окажись он в каком-то другом положении, он взбунтовался бы гораздо раньше. Но Дерек почти сразу попал под обаяние личности Грэхарда, и теперь уже Грэхард стал центром его Вселенной, и Дерек на всё стал смотреть его глазами.
Скорее всего, в “принцевский” период это не было критично: Грэхард был молодым любознательным человеком, который много путешествовал. Дерек, моментально подстроившись, обнаружил не меньшую любознательность, и стал активно изучать языки и обычаи, науки и культуры. А также фехтование – потому что куда без этого, если твой господин – выдающийся мечник? – и политику – потому что без политики не обойтись, если ты организуешь жизнь ньонского принца. В тот период, если какие-то приказы или особенности жизни Грэхарда и входили в конфликт с морально-этической основой характера Дерека, то случаи эти были единичными, и легко терялись на общем фоне.
Проблемы начались, когда Грэхард стал повелителем Ньона – на таком уровне власти, да ещё в столь жестокой стране, неизбежно сталкиваешься с необходимостью совершать действия грязные, подлые и жестокие. Дерек, бывший на тот момент уже правой рукой Грэхарда, понятное дело, увяз во всей это грязи по уши – но не осознавал собственного дискомфорта как раз потому, что максимально адаптировался под окружающее его общество и принял его нормы как свои.
В “Выбрать волю” я не делаю акцентов на внутреннем конфликте Дерека, потому что он сам его не замечает. По его диалогам с Грэхардом мы видим, что он воспринимает ньонскую жестокость и безнравственность как норму – его не шокируют жестокие решения Грэхарда, он изъявляет готовность участвовать в их исполнении, он не только не пытается переубедить Грэхарда – он не ударяется даже в мысленные споры и сомнения.
Переломным моментом в этой полной ассимиляции для него становится знакомство с Эсной, которая наравне с Грэхардом тоже становится в центре его Вселенной.
В отличии от Дерека, у Эсны характер совершенно несгибаемый, и её не запутать, не смутить и не сбить с её собственных внутренних ориентиров. На формирование личности Эсны сильно повлияла мать-ниийка, поэтому большинство её взглядов сформировано на основе христианской морали. Грязь и подлость ньонского общества вызывает у неё негодование, и она не готова адаптироваться под него и принять его как должное – она бунтует против лжи и грязи каждым своим словом и действием. “Солнечная госпожа”, конечно, говорящее прозвище: Эсна как солнце обнажает всю притаившуюся во тьме грязь.
Своим внутренним солнцем она озарила и Дерека, обнажив то, что было глубоко и прочно запрятано на дне его души. Она, неосознанно, не имея такого намерения, пробудила в Дереке ту его светлую, чистую часть, которая в Ньоне даром никому не была нужна и про существование которой он и сам забыл.
Вот тут у Дерека и случился мощный внутренний конфликт: одна его часть продолжала адаптироваться под Грэхарда, другая – разбуженная Эсной – больше не желала молчать и принимать первую как должное.
Дерек не успел толком осознать свой внутренний конфликт; тем паче, что он сразу же сбился с верного понимания ситуации, списав своё внутреннее смятение на то, что так неудачно влюбился в Эсну.
Так и не осознанный внутренний конфликт почти моментально подменился внешним: конкретным конфликтом между Грэхардом и Эсной. Ситуация развивалась слишком стремительно, Дерек не успел остановиться и разобраться в себе, и ошибочно списал всё на внешнее, навесив на свои чувства два ярлыка: “Грэхард – тиран” и “я люблю Эсну”. С этими ярлыками он и сбежал из Ньона, не осознавая, что проблема была не в Грэхарде и не в Эсне, а в нём самом.
Как известно, сбежать от самого себя невозможно, поэтому Дерек благополучно увёз свою проблему с собой.
И его попыткам разобраться с этой проблемой и посвящён весь роман “В поисках солнца”.

Сперва Дерек успешно продолжает всё то, что и делал всю жизнь: адаптируется под окружение и вливается в него. Сперва на корабле Этрэна (пожалуй, если бы он успел сойтись ближе с тем же боцманом, то мог бы так и остаться в команде, и прожить жизнь моряка), потом в таверне Годэна (а если бы его переманил к себе, скажем, тот портной, то он остался бы в портновском деле). Дерек не умеет по-другому: куда его выкинуло, куда прибило – там и врастает, и адаптируется, и уподобляется тому, что его окружает.
В Аньтье ему повезло нарваться на Райтэна – а Райтэн в этом случае недалеко ушёл от Эсны. Резкий, непримиримый Райтэн весь состоит из честности – и, столкнувшись с ложью, фальшью или несправедливостью, молчать не может и не будет. В смысле – умный человек таскает подносы в таверне??? Вы тут с ума посходили, что ли?! Умный человек должен заниматься умственным трудом, а не физическим!
Попав в руки Райтэна, Дерек незамедлительно адаптировался под него и растворился в его жизни так, как и делал всегда до этого. Отличие от предыдущих вариантов состояло, пожалуй, в том, что при Райтэне Дереку было максимально комфортно – поскольку их морально-этические убеждения практически тождественны, и даже смыслы жизни практически совпадают (да-да, на страницах романа Дерек свой так и не сформулировал пока, но, думаю, проницательный читатель уже начинает догадываться).
Тут стоит отметить, что такое положение дел до определённого времени казалось комфортным Дереку, – но никогда не казалось комфортным самому Райтэну. Именно поэтому в первой половине романа он частенько бесится и взрывается от очередных дерековских фортелей – потому что Райтэну не нужен приспешник, прихлебатель или, тем более, раб. Ему нужен друг и брат – самостоятельный, развивающийся по своему пути.
И вот здесь сработал весьма любопытный эффект. Центральная – пусть и неосознанная – потребность Дерека заключалась в том, чтобы угодить Райтэну. А Райтэн, в свою очередь, не хотел, чтобы ему угождали, зато хотел, чтобы Дерек был собой. И Дерек в итоге вступает на путь поисков себя именно из желания угодить Райтэну – поэтому постоянно пытается “сверяться” с ним и его реакциями, как с компасом.
Что тоже вызывает у Райтэна досаду и скрежет зубовный.
В скобках отметим, что, пусть жизнь Дерека и начала вертеться вокруг Райтэна, он фоново адаптировался и в целом под те части анжельского общество, в которых оказывался. Сперва он полностью погрузился в дела лесопилки, потом его увлёк каменноугольный карьер и общество Брейлина, далее его затянуло в дела Кармидерского университета. Дерек продолжает подстраиваться под абсолютно каждого встреченного им человека – удивительно, как он, в самом деле, умудрился не жениться на Лэнь. Полагаю, у Дерека была какая-то болезненная зацикленность на верности образу Эсны, а Лэнь слишком похожа на Эсну внешне, поэтому связь с ней выглядит полноценной изменой этому внутреннему идеалу. Магрэнь, с другой стороны, противоположна Эсне не только внешне, но и по характеру, поэтому, кажется, она для Дерека существует в другом подмире – не там, где существует Эсна, – поэтому связь с Магрэнь никак не может коснуться этого идеального священного чувства.
Большую часть романа Дерек полностью адаптирован под окружение и вкладывает все свои силы в чужие проекты. В основном это проекты Райтэна, но позже к нему подмешиваются Илмарт (с его картами), Руби (с её переводом), Михар (с его политикой) и Олив (с её ребёнком; точнее, ребёнок, конечно, относится и к Райтэну, но Дерек воспринимает эту часть жизни именно как помощь Олив, потому что в его насквозь патриархальном взгляде на семью дети – это область ответственности женщины).
Дерек всех понимает, всех принимает, всем старается помочь; и у него начинаются серьёзные проблемы в тех ситуациях, когда между отдельными людьми его окружения возникают конфликты. Он пытается примирить всех и со всеми поддержать одинаково добрые отношения.

Ситуация начинает потихоньку меняться из-за интриг Руби.
Дерек снова погружается в неожиданный внутренний конфликт. С одной стороны, он испытывает потребность понимать, принимать Руби и помогать ей – с другой стороны, Райтэн чётко определяет Руби как врага, а Дерек всегда на стороне Райтэна и только так.
Конечно, Дерек долго и упорно пытается как-то свести две правды, найти компромисс. Но у Райтэна не бывает компромиссов, и Дерек начинает вести себя с Руби нетипично жёстко. Он вновь максимально адаптируется под Райтэна – и вот тут-то впервые чувствует дискомфорт от такой адаптации. В итоге ему не удаётся выдержать с Руби жёсткую линию – он смягчается к ней, впервые вырываясь из своего райтэноцентричного образа.
Следующим толчком во внутреннем развитии Дерека становится отношение Михара к Джею (нужно будет при общей редакции немного расширить текст, а то я, кажется, почти всё тут убрала в подтекст).
Сперва Дерек адаптируется под Михара – в своей обычной максимально пластичной манере. Он даже с некоторым оптимизмом смотрит на перспективы своей зависимости от Михара, потому что, в процессе своей адаптации, уже зажёгся его проектами.
Представляется вполне возможным, что, будь Михар хоть чуть более мягким человеком, Дерек так и почапал бы по политической дорожке. Но в дело замешался Джей – слишком похожий на самого Дерека в юности. Дерек, в своей адаптации под Магрэнь распрощавшийся с мечтами о детях, привязывается к Джею, испытывая к нему почти отцовские чувства. И в характере, и в судьбе Джея он видит много общего с собой, и Михар ему представляется чем-то вроде джеевской версии Грэхарда.
Отсюда вырастает весьма неожиданный эффект: Дерек не смог простить Михару безразличия к Джею. Михар делается Дереку настолько отвратителен, что он теряет способность адаптироваться к нему – такое с ним случается впервые в его жизни.

Раз “сломав” свой адаптационный механизм, Дерек начинает всё активнее вырываться за его пределы, как прорвавшийся за скорлупу цыплёнок. Он начинает _видеть_, что из себя на самом деле представляет его жизнь. Он начинает ловить себя на адаптации.
Он пока совершенно не понимает, что хочет на самом деле, кто он есть, какая жизнь – его жизнь. Но он уже понимает, что его не устраивает – адаптироваться. Что он хочет жить по-своему.
Однако желание “жить по-своему” – это всегда страх потерять тех, под кого ты адаптировался. Дерек привык, что все любят его, потому что он подстраивается; он не верит, что кто-то будет любить его, если он подстраиваться перестанет. Поэтому он совершенно спокойно принимает отказ Магрэнь ехать с ним в столицу: это вполне логично и нормально. Она была с ним, пока он ей был удобен; он перестал быть удобен – закончились и отношения.
Именно поэтому Дерек мучительно, бесконечно ошеломлён, когда оказывается, что его друзья решили поехать с ним – даже не “решили”, для них само собой разумелось, что они поедут с ним. А ведь он перестал быть удобным! Перестал адаптироваться!
Это ошеломление дублируется более поздней сценой – когда друзья решают отправиться за ним хоть в Ньон. В первой сцене Дерек только умом понял, что они выбирают его, даже когда он неудобен; во второй – он это прочувствовал по-настоящему, всем сердцем. И это стало для него переломным моментом: он понял, что его любят, даже если он не адаптируется под тех, чьей любви хочет.
Важной вехой в этом развитии выступают отношения с Райтэном. Я ставлю Дерека перед жёстким выбором: безопасность отцов Эсны и Райтэна – против жизни Грэхарда. И Дерек выбирает жизнь Грэхарда, жертвуя тем самым безопасностью отцов двух самых близких своих людей.
С точки зрения Дерека, открывая заговор ньонской разведке, он тем самым предаёт Райтэна. Он не только подставляет его отца – он подставляется сам, ставя себя в положение, где он будет навсегда вырван из отношений с Райтэном. Для Дерека его поступок представляется как прямо заявить в лицо Райтэну: я тобой не дорожу, я нашими отношениями не дорожу, мне Грэхард важнее. Это предательство во всей его полноте, и Дерек ждёт от Райтэна вполне конкретной реакции: именно поэтому ему так сложно признаться в том, что он совершил.
Дерек ждёт ненависти, презрения, отвращения, разрыва; а вместо этого Райтэн опять обзывает его идиотом, да ещё и переадресует все обвинения и претензии в адрес собственного отца. Дерек совершенно ошеломлён и дезориентирован; вместо того, чтобы возненавидеть его, Дерека, Райтэн после столь чумового предательства – защищает его перед отцом, обвиняет отца и даже готов разорвать отношения с отцом. Ради него, предателя-Дерека.
Это выше понимания Дерека, но, когда он пытается позже поговорить об этом с Райтэном, получает ответ, эквивалентный “я бы на твоём месте поступил так же”.

Так, потихоньку, через отношения с друзьями – и особенно через отношения с Райтэном – в Дереке зарождается понимание, что он дорог и любим таким, какой он есть, а не потому, что он удобен.
И это понимание становится тем фундаментом, на котором Дерек построит свою собственную жизнь.