Писательское

От чьего лица пишутся мои книги?

В моих книгах, пусть они и написаны по большей частью от 3-го лица, есть подвох с рассказчиком – потому что в качестве такового выступаю не я. Более того, разные книги обычно пишутся разными “рассказчиками” – это делается для того, чтобы показать многогранность жизни и сложность человеческой личности.
По легенде, мои книги пишутся в моём мире на местных языках. В качестве авторов выступают некие королевы света – официальные Мэри-Сью моего мира.
Королева света – преходящая должность. Её основная обязанность – следить за тем, чтобы в моём мире всегда побеждало добро. Каждая королева родилась в какой-то конкретной стране в конкретную эпоху, прожила вполне конкретную человеческую жизнь. Но часть этой жизни она провела в Светлом замке – тоже вполне конкретное физическое место. Единовременно в нём живёт только одна королева; лет 5-15, пока она исполняет обязанности королевы света, а после она возвращается в обычную жизнь.
Но, когда королева света находится при исполнении своих непосредственных обязанностей, она существует вне времени и пространства. Ей доступны все эпохи моего мира, и она действует на протяжении всех эпох.
Это связано с тем, что у каждой королевы есть свой уникальный талант, и именно этот талант она и реализует на протяжении всех эпох.

Смотрим на примере. Условно назовём первой королевой света – её талант в том, чтобы вовремя пинать людей под лопатку, чтобы они раскрыли рот и сказали как есть, а не фантазировали внутри своей головы всякий бред и не умалчивали о важных вещах. И вот, хотя у первой королевы света была вполне конкретная человеческая жизнь в конкретную эпоху, свой талант она реализовывала на протяжении всех эпох.
У королев, в зависимости от их талантов, заводятся любимчики. Как вы можете догадаться, любимчиками первой королевы были Кая и Канлар – потому что их даже пинать не нужно было, лишь по плечу вовремя похлопай – а они сами откроют рот и скажут как есть. Поэтому первая королева света написала роман “Любовь не с первого взгляда”.
И, хотя роман этот написан от 3-го лица, он чрезвычайно пристрастен и показывают картину именно с точки зрения первой королевы. Это она видит в Кае и Канларе идеал и постоянно подчёркивает, какие они молодцы, что умеют говорить словами через рот. И, напротив, персонажи, которые говорить словами не очень умеют, не нравятся первой королевы, и сквозь строки романа мы видим её неодобрение.
Кстати, эта же королева написала и повесть “Сбежавшая принцесса” – потому что Лоя и Берт тоже её любимчики.

Теперь возьмём, условно говоря, вторую королеву света. Её талант – усиливать громкость голоса сердца, чтобы человек мог к нему прислушаться, понять, чего оно хочет. Эта королева написала романы “Выбрать волю” и “В поисках солнца”, и её безусловным любимчиком был Дерек. Во вроде бы бесстрастном тексте от 3-го лица мы постоянно видим этот фаворитизм: вторая королева света вечно оправдывает любые поступки Дерека, выставляет его примером для подражания. Текст буквально светится этой любовью к Дереку.
Соответственно, вторая королева света не переносит Грэхарда (который органически не способен услышать голос своего сердца), терпеть не может Михара (который тоже отмахивается от сердца) и осуждает выбор Магрэнь (потому что с позиций этой королевы Магрэнь должна была выбрать сердце – Дерека). Ах да, и Эсну, конечно, она тоже осуждает, поэтому в четвёртой части романа “Выбрать волю” Эсна показана довольно неприятно.
При этом на страницах романа мы сталкиваемся и с действием первой королевы света, которая время от времени благополучно бьёт персонажей под лопатки, требуя сказать как есть. Обратите внимание, что лучше всего у неё получается как раз с Грэхардом – полагаю, если бы роман о нём писала эта королева, то Грэхард был бы более симпатичным персонажем. А вот Дерек и Эсна точно стали бы антагонистами, и были бы показаны самыми чёрными и неприятными красками: потому что, как ты их ни бей под лопатку, они ни за что не скажут, как есть, а будут до последнего молчать. Первую королеву света это, конечно, ужасно бесит. Она в жизни не стала бы писать про Дерека – с её точки зрения, он безнадёжно инфантильный и глупый.
А вот для второй королевы света он любимчик, потому что у него большое любящее сердце, потому что он умеет его слушать, потому что он готов бескорыстно дарить свою любовь людям. Чувствуете? Две разные королевы имеют разные системы координат, в которых оценивают персонажей.
Для первой королевы света Грэхард не так уж плох. Он умеет вовремя раскрыть рот и сказать. Первая королева света сказала бы, что в финальном конфликте виноваты только Эсна и Дерек, которые не могли вовремя нормально поговорить, а Грэхард стал лишь жертвой их молчания. Но для второй королевы света именно Грэхард – совершенно безнадёжен, потому что давно запрятал своё сердце не пойми куда и не желает его слушать. Поэтому она возлагает основную вину на Грэхарда, который из-за своего низкого эмоционального интеллекта был недостаточно внимателен к близким.

От романа к роману меняя повествователя, я, таким образом, позволяю читателя посмотреть на жизнь и людей с разных сторон. Но особенно интересно это становится в тот момент, когда разные королевы света берутся писать про одних и тех же персонажей.
Именно это я имею в работе сейчас, когда пишу повесть про Грэхарда. Здесь в ход пошла, условно говоря, третья королева света. Её талант – принимать на себя боль одиноких персонажей, поддерживать их в трудный момент, вселять в их сердца веру, что они не одни, что они справятся, что всё будет хорошо.
Естественно, третья королева видит Грэхарда совсем не так, как вторая.
Вторая оценивает Грэхарда со своей колокольни: суровый мужик, который подавляет свои чувства, который не умеет любить и строить отношения, который всё разрушает своим скверным характером. Третья королева, напротив, видит человека, который глубоко страдает, чью боль она прожила как свою. Ей нет дела до характера Грэхарда и его поступков, она не берётся оценивать его действия, она его не судит – она сочувствует его боли. В её глазах нет тирана, абьюзера и грубияна, – она видит только страдающее сердце. Поэтому текст, написанный ею, кардинально отличается от того, который написала вторая королева.

Ещё интересно посмотреть на повесть “Спустя пять лет” – её писала, условно говоря, четвёртая королева света. Её талант – оберегать огонёк любви от угасания. Она вселяет в сердца людей способность сохранять верность своей любви – именно поэтому ей так приглянулись Лея и Ней. Но интересно, конечно, сравнить Каю и Канлара глазами первой королевы – и глазами четвёртой.
Первая королева света вообще не очень-то концентрируется на любви и относится к ней даже несколько снисходительно и насмешливо. Весь роман она подтрунивает на влюбляющимися Каей и Канларом, и даже обесценивает возникающие между ними чувства, и постоянно переводит фокус на то, что не чувства важны, а рациональные решения. Она даже несколько навязчива в своей догматичности, прямым текстом убеждает читателя, что любовь – это не то, что в сердце, а то, что люди решили внутри своей головы.
А вот четвёртая королева, напротив, восхищается именно способностью человеческого сердца любить и проносить эту любовь сквозь время и испытания. И её глазами Кая и Канлар показаны совсем иначе! Там нет ни словечка об их умении договариваться или об их рациональности; четвёртая королева постоянно, постоянно, постоянно делает акцент на их любви, на их чувствах, на том, что любовь эта с годами стала глубже и сильнее.
Сейчас я начала писать повесть про Се-Крера и Ами-Линту – и там мы посмотрим на Каю и Канлара ещё и глазами, условно говоря, пятой королевы света. Её талант – отрезвлять людей, позволяя им сквозь пелену своих эмоций разглядеть реальное положение дел. Думаю, это тоже будет весьма интересный взгляд.

Когда-нибудь, когда у меня будет выложено хотя бы двадцать законченных книг, я составлю справку по написавшим их королевам)) Думаю, это будет весьма любопытно!