Принцессы Срединного мира

Любовная тема в повести “Спустя пять лет”: три уровня и подвох

Поскольку благодаря движухе на АТ получила много отзывов на “Спустя пять лет”, заметила, что читатели несколько поверхностно судят о любовной теме в ней, поэтому решила накатать статью))

Первый важный момент – в повести рассмотрены три уровня любви.

1. Первое юношеское чувство. Мы видим его в первых главах, это чувства Леи и Нея. Яркая эмоциональная привязанность, еще не завязанная на гормонах (в финале повести специально сделан акцент на том, что те, юношеские поцелуи, чувствовались “не так”, как взрослые). Скорее “репетиция любви”, в рамках юношеского стремления изучить мир, попробовать новое, поэкспериментировать. Отношения эти завязались по инициативе Леи – возможно, ее вдохновлял пример сестры и братьев, или родителей, или прочитанные в книгах истории, и ей тоже захотелось влюбиться, попробовать, каково это, как это.
Это юношеское чувство еще не про отношение, оно про персонажа. Здесь еще нет парадигмы “Лея и Ней”, здесь есть “какова Лея” и “каков Ней”. Юноша и девушка примеряют на себя сценарий “влюбленные”, исследуют его, учатся познавать эту сторону жизни.
Между Леей и Неем есть, впрочем, интеллектуальная привязанность, которая легла в основу этой “игры”. Но по большей части каждый из них просто примеряет на себя новую социальную роль и исследует самого себя: а каков в этом – я?
Совершенно типичная ситуация, через которую проходят многие подростки, и завершение она имеет тоже весьма типичное.
Юношеская “любовь” такого рода редко выливается в серьезные отношения, потому что она является лишь пробной “игрой” (пусть обе вовлеченных в нее стороны могут и не догадываться об этом, и совершенно искренне считать, что это и есть любовь). В повести разумная оценка ситуации дается родителями Леи: это несерьезно.
Далее мы видим вполне закономерную историю.
Лея некоторое время продолжает отыгрывать роль несчастной влюбленной, но, в конце концов, ей это надоедает, и она заканчивает игру и возвращается в реальность.
С Неем ситуация интереснее: на его примере показано, что, если в системе приоритетов человека есть что-то поважнее любовных отношений, то он вполне может сохранить эмоциональную привязку к своему первому юношескому опыту. Именно это произошло с Неем. Он горячо, всей душой, всем сердцем увлечен главным делом своей жизни – наукой. Ему некогда, не хочется и не интересно отрываться от этого дела, чтобы познавать любовный опыт. Однако, как и у почти всякого человека, у него остается потребность этот опыт иметь, поэтому он циклится на своей юношеской любви. Это очень удобно: Лея далеко, она никак не помешает его занятиям наукой, им невозможно быть вместе. У него вроде и есть любовь – но она не требует ресурсов, сил, времени. Ее можно достать из сундучка, когда в ней возникла необходимость, и убрать обратно, когда есть дела поважнее.
Обычно такой сценарий, как у Нея, имеет два варианта решения: человек либо так и занят своей жизнью, и первая любовь остается той самой удобной любовью, которую он так и лелеет по принципу “у меня вроде и есть любовь, а вроде она и не занимает времени”, либо у него обостряется потребность в настоящих отношениях, и тогда первую любовь убирают в сундучок воспоминаний навсегда и завязывают реальную связь.
Но мне было интересно рассмотреть третий и самый редкий вариант, поэтому Ней перед отъездом дал Лее обещание вернуться после окончания учебы, не забыл про это обещание и исполнил его.
И здесь у нас возникает переход на второй уровень.

2. Завязывание здоровой привязанности, которая может стать фундаментом для взрослой любви. Спустя пять лет Лея и Ней снова встречаются. К этому моменту Лея уже “закончила игру” и не видит в Нее возлюбленного, более того, осознает, что те ее юношеские чувства не были серьезными. Что касается Нея, то он тоже настроен скептически и, в целом, осознает, что все закончено, но, тем не менее, он полон решимостью исполнить обещание. Он весьма по-взрослому и по-мужски берет на себя ответственность: я обещал – я должен исполнить.
На момент встречи Лея стоит на позиции “все кончено, да и не было ничего, если честно!”, а позиция Нея скорее “я знаю, что все кончено, но я обещал, поэтому я должен спросить”. Ней прекрасно понимает, что спрашивать нечего, но он чувствует себя ответственным за данное когда-то обещание, поэтому ему требуется, чтобы Лея лично вернула ему его слово. Впрочем, как мы видим из текста, позиция Леи до такой степени очевидна, что Ней так и не задает свой вопрос и считает свой долг исполненным.
Однако между молодыми людьми когда-то существовала не только игра, но и интеллектуальная близость, и эта близость возрождается и развивается, стоит им снова встретиться. Со стороны Нея эта близость осложнена таки настигшим его гормональным всплеском: теперь, в двадцать лет, Лея вызывает у него чувства и желания, которых он не испытывал, когда им было по пятнадцать.
Итак, мы имеем двух молодых людей, которые эмоционально расположены друг к другу, которые находят друг друга привлекательными и между которыми существует и развивается интеллектуальная близость. Собственно, вот перед нами и есть основа для взрослого здорового чувства – впрочем, повесть обрывается раньше, чем это чувство возникает.

3. Зрелая испытанная временем любовь. Повесть совсем не рассматривает вопрос того, к чему придут отношения Леи и Нея, но позволяет читателю достроить эту картинку благодаря другой паре романа – родителям Леи. Мы видим несколько ярких сцен, которые показывают короля и королеву, проживших в браке 20, 25 лет и сохранивших любовь, нежность, заботу друг о друге. Их любовь – это ежедневно по кирпичику выстраиваемое взаимодействие.
Если юношескую любовь можно сравнить с подарком, который человек просто получил – и совершенно неясно, как он им воспользуется, – то эта зрелая любовь – это чудо, созданное своими руками из того, когда-то подаренного, подарка. Что сделают со своими отношениями Лея и Ней, еще неизвестно. Что сделали со своими отношениями король и королева – мы уже видим.
Любовная линия между королем и королевой, действительно, полностью превалирует над линией Леи и Нея, “забивает” ее в эмоциональном уровне, выглядит более выразительной и привлекательной. Это следствие основной идеи повести: любовь – это то, что мы сами выстроим из того, что у нас есть.
В массовой культуре зачастую делается акцент именно на юношеские чувства – яркие, страстные, эмоционально заряженные. В повести “Спустя пять лет” мне хотелось показать, что даже самая яркая и красивая юношеская любовь никогда даже близко не сравнится с тем сильным, зрелым чувством, которое связывает людей, прошедших вместе бок о бок четверть века.
Лея и Ней могут тоже достичь такой любви – а могут и не достичь. Финал повести нарочно оборван на свадьбе, оставляя читателя додумывать, что будет дальше, и гадать, удастся ли юным персонажам построить любовь или нет.

Наконец, помимо этих трех уровней, в повести есть подвох, и подвох этот прямо высказан устами короля-консорта: “Любит ли она вас – вот в чём суть!”
Повесть вполне определенно свидетельствует о том, что Ней влюбляется в Лею: влюбляется по-юношески, в ее красоту, в ее живость, в ее интерес к нему. Его чувства, возможно, несколько поверхностны, и все еще находятся в рамках “все силы моей души уходят на занятия наукой, но мне нужна какая-нибудь идеальная любовь, которая не будет отнимать время от физики”. Но все же он влюблен в Лею – возможно, как рыцарь влюблен в Прекрасную Даму.
Однако у нас нет никаких возможностей понять, любит ли Лея Нея.
Он ей симпатичен, это бесспорно; она глубоко потрясена тем, что он приехал только оттого, что когда-то обещал ей, и это находит в ней самый живой и глубокий отклик; она хотела бы больше общаться с ним, и ей жаль, что даже дружба между ними невозможна – и она даже готова бороться! Бороться за право с ним дружить!
Но любит ли Лея Нея?
Нам остается только довериться чутью короля-консорта. Он посчитал, что в чувствах дочери есть нечто, что может стать основой для счастливого брака. Скорее всего, для него оказалось важно, что Лея готова бороться за Нея как за человека, а не как за мужчину. Что для нее важна его личность, дружба с ним, и именно ради этой дружбы она готова бросить вызов родителям. Король, совершенно точно, увидел в Лее и Нее себя и королеву. Он увидел, что у молодых людей есть искренняя глубокая привязанность, основанная не на влюбленности, гормонах, эмоциях, – а на интересе к личностям друг друга. Именно такой интерес стал фундаментом для брака короля и королевы, поэтому король и благословляет эти отношения, полагая, что дочь и ее кавалер могут последовать тем же путем, которым он когда-то прошел сам.