Выбрать волю

Динамика персонажей “Выбрать волю”

Меня удивляет, когда читатели подходят к оценке персонажей романа “Выбрать волю” так, словно бы они статичны. А ведь именно в этом романе я не просто даю персонажей в развитии – я даю всех троих в момент генерального слома их психик.

Возьмём Грэхарда. В начале романа мы видим его уже полностью состоявшимся мужчиной со зрелым характером; при этом по обмолвкам и реакциям Дерека мы можем догадаться, что Грэхард уже находится на пути человеческой деградации. Он был человечнее, эмпатичнее, мягче – когда-то раньше, но стал меняться после того, как сделался правителем. И почти всю книгу мы наблюдаем путь деградации Грэхарда на примере развития новых для него отношений. Сперва довольно адекватный и даже внимательный к Эсне и её чувствам, он всё больше и больше поддаётся своим внутренним демонам и спускается всё глубже по пути тирана. В начале четвёртой части он совсем опустился на дно: запирает Эсну, бьёт Дерека.
И на этой нижней точке его деградации мы с Дереком даём ему мощного пинка под зад.
Потеря самого близкого и родного человека, который день за днём был с ним рядом на протяжении пятнадцати лет, сломала Грэхарда. Тот персонаж, которого мы с вами знали, перестал существовать. Путь его деградации остановился.
Поскольку Грэхард умудрился в этой ломке выжить, то теперь ему предстоит стать новым человеком. Характер, конечно, не лечится, и он так и останется мрачной вспыльчивой громадой. Но дело ведь не в характере – дело в том выборе, который делает человек. А финальные главы романа дают нам три оптимистичных ноты для размышлений:
– Грэхард принял выбор Дерека (вы же не думаете, что от немедленной погони его остановил неумелый шантаж Эсны? Нет, конечно. Его остановили её слова: “Если в тебе есть хоть капля чести и совести — ты не будешь его искать. Это был его выбор, Грэхард”. Он услышал и понял)
– Грэхард научился слышать Эсну (во всяком случае, пытается это делать)
– Грэхард отпустил мать
Сравнивать Грэхарда, которого мы видим в начале романа, с тем, каков он в конце, – бессмысленно. Преемственность линии потеряна. Грэхард сломан, и сломан слишком серьёзно, чтобы срастись по-старому. Поэтому давать ему однозначную оценку – так себе идея.

Переходим к Эсне. Читатели, которые судят её строго, почему-то в упор игнорируют тот факт, что практически весь роман я держу её за гранью психо-эмоционального напряжения. Вы просто оцените набор свалившихся на её голову проблем:
– её против её воли выдают замуж, чтобы спасти от совсем уж страшного владыки;
– совсем уж страшный владыка напрочь рвёт ей все шаблоны, и она ловит себя на страшном: ей не хочется подчиняться отцу;
– ужасно страшный владыка скоропостижно становится её мужем, и нужно срочно что-то решать с интимными отношениями, потому что он страшен, ааааа;
– ааааа, она ж теперь ещё и заперта в Цитадели, аааа, как жить-то теперь;
– вообще ничего не понятно, что ей теперь можно, чего нельзя;
– вообще ничего не понятно, как умер её первый муж, но тут дело явно нечисто, и врагов нужно разоблачить, пока и до неё не добрались;
– ужасно страшный владыка всё же оказался реально ужасно страшным владыкой, и теперь непонятно, что делать;
– ужасно страшный владыка не захотел с ней нормально мириться, но они всё равно снова спят вместе; а ещё он грозится вырезать целую страну просто так;
– ааааа, как жить, отец убил её первого мужа;
– ааааа, как жить, это ужасно страшный владыка убил её первого мужа;
– ааааа, она не сможет развестись, ведь ужасно страшный владыка тогда вырежет всю её семью;
– Дерек, блин, ты другого времени для признаний в любви не мог выбрать??????
– блин, теперь и Дерека нет, и осталась она наедине с ужасно страшным владыкой, который непонятно, куда и как рванёт.
Я целых три месяца нагнетаю страх, отчаяние и чувство тотальной беспомощности в Эсне.
Но она не ломается.
Это один из самых сильных характеров, который я когда-либо придумываю: она всё равно не ломается. Раз за разом она берёт себя в руки и снова и снова пытается сделать конфетку из той коричневой жижи, в которой тонет. Бесконечно адаптивная, совершенно непотопляемая, молниеносно подстраивающаяся под изменившиеся условия. Вы посмотрите, сколько раз за один роман меняются условия, в которых она находится: и каждый раз она практически моментально вырабатывает новую стратегию поведению.
Когда вы ругаете Эсну, уважаемые читатели, будьте любезны отмечать, какую именно из её стратегий вы ругаете. В тексте их больше двадцати. И они не связываются в единый цельный последовательный образ. Потому что Эсна бесконечно адаптивна. Она становится такой, какой от неё требуют новые условия. И каждый раз – это разная Эсна, хотя суть её – та самая ослепительно-солнечная суть – остаётся неизменной.

Наконец, Дерек. Как верно много позже мы отметим глазами Райтэна: “…если и существовала в лёгком характере Дерека какая-то прочная константа, то ею, определённо, была безусловная преданность. И Райтэн просто вообразить себе не мог, какими должны быть условия, чтобы эту преданность поколебать”.
Дерек, как и Эсна, мастер адаптивности. Но у него вся его адаптивность без остатка была направлена на Грэхарда. Он максимально подстроился под Грэхарда и весь состоял из этой своей адаптации – пока в его жизнь не ворвалась Эсна, которая постоянно напоминала ему о том, что есть где-то не “подстроенная под Грэхарда версия Дерека”, а Дерек-настоящий. И весь роман мы наблюдаем как этот настоящий Дерек начинает просыпаться и поднимать голову – и как адаптированный под Грэхарда Дерек не может с этим совладать.
Дерек не смог бы остаться при Грэхарда, даже если бы не было того удара, даже если бы не было любви к Эсне. Удар выступил катализатором и спрессовал в несколько часов те процессы, которые проходили бы несколько месяцев. И под действием этих спрессованных чувств Дерек начинает творить дичь прямо-таки несусветную. Понятное дело, все мы любим Дерека, и всем нам хочется его оправдывать. Но, ребят, пытаться соблазнить жену своего друга – это вообще ни в одной этической системе не норм. Даже если друг только что заехал тебя по морде.
В финале романа Дерек вообще ни в одном месте не норм. Это, конечно, отражает его психологическое состояние, но не оправдывает его поступков.

Резюмируя. Давать статичную оценку персонажам романа – безнадёжная идея. Грэхард и Дерек прошли через точку, которая полностью их разрушила, Эсна пережила череду запредельных по силе потрясений. Финал романа, пожалуй что, открытый: мы не знаем, во что превратятся эти персонажи дальше. Они могут пойти по любому из открытых перед ними путей. И, давая оценку этим предполагаем путям в однозначном ключе, читатель скорее даёт оценку самому себе и состоянию своей психики, потому что каждый видит в книге то, что имеет внутри своей собственной души.