Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Еще одна категория фанфиков, которые удовлетворяют потребность в принятии, – это POV (от английского Point of view, точка зрения). Это фанфики, в которых повествование либо прямо ведется от лица персонажа, либо формально ведется от третьего лица, но при этом максимально полно и точно раскрывает точку зрения персонажа.

Такой прием помогает в наибольшей степени раскрыть характер героя, по тем или иным причинам недораскрытый в каноне. Классикой фандома в этом жанре является фанфик «Быть Северусом Снейпом» (2011 г. – н.в.) автора Severus_divides_into_H. В этом фанфике происходит пересказ событий канона от лица Северуса Снейпа, что помогает полностью раскрыть внутренний мир персонажа, который в тексте канона является весьма закрытым. Механизм воздействия на читателя крайне прост: мы изнутри знакомимся с персонажем, которого в каноне видели только глазами Гарри, и поэтому не могли вполне объективно оценивать его характер. Потребность в принятии удовлетворяется по той причине, что сам читатель становится тем, кто испытывает полноту принятия по отношению к герою.

Часто фанфики такого рода посвящены героям, которые упоминались в каноне мимоходом или не упоминались вовсе. Например, в фанфике Eilee «Дорея» (2016-2017 гг.) мы видим историю бабушки Гарри – Дореи Блэк, а также историю мамы Северуса – Эйлин Принц. Мы практически ничего не знаем об Эйлин из канона и совсем ничего не знаем о Дорее, но в фанфике мы узнаем их историю и начинаем воспринимать по-другому, как живых и объемных персонажей.

Также в фанфиках подобного типа может происходить переосмысление канонных персонажей. Например, в фанфике Alteya «Сторож брату моему» (2017 г.) происходит переосмысление характера Родольфуса Лестрейнджа. По канону мы знаем его как жестокого Пожирателя Смерти, в этом же рассказе он предстает перед нами как старший брат, раскрываясь с новых сторон и становясь не таким однозначным, как это было у Роулинг.

Скачать диссертацию