Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Психологическая наука подробно рассматривает писательское творчество как способ удовлетворения потребности в самоутверждении. Создавая собственный художественный мир, писатель реализуется как творец, чувствует удовлетворение за счет выражения своей личности. Для фанфикшена это наблюдение тоже справедливо, однако оттенок удовлетворенности немного другой – здесь не только самоутверждение, но и потребность контроля.

Поскольку фикрайтер не создает свой собственный автономный художественный мир, а использует уже существующий, его ощущение контроля растет: герои, которые существовали раньше вне его воли, теперь ему полностью подвластны. Повороты сюжета, выбранные автором и предложенные читателю как единственно верные, теперь можно обойти: все события в фанфике подчинены фикрайтеру. Фикрайтер перехватывает контроль над художественным миром у автора каноничного произведения и начинает самоутверждаться за счет переработки чужой вселенной. Чувство удовлетворенности несколько иное, чем при самостоятельном творчестве, потому что идет соревнование с автором канона, и в этом соревновании фикрайтер чувствует себя полноценным соперником.

Рассмотрим подробнее типы фанфиков в рамках фандома «Гарри Поттер», которые помогают удовлетворить эти потребности.

Скачать диссертацию