Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

В таких фанфиках герой, который в каноне умер, оставляется фикрайтером в живых и принимает дальнейшее участие в событиях. Опасность ситуации остается в каноне – смерть любимого героя; сам фанфик уже базово становится основой безопасной ситуации – герой не умер.

I. Фанфики с выжившим Снейпом. Наиболее любимый для оживления герой фандома – профессор Северус Снейп. В каноне его внутренние конфликты не были разрешены. Он представлен как человек со сломанной судьбой, который не смог преодолеть ошибок своей юности. Фикрайтеры предлагают различные варианты излечения психики героя. Подробно эта история рассмотрена в фанфике marhi «У нас впереди целая жизнь, Северус» (2013–2015 гг.). Выживший Снейп находит свое место в мире после победы над Волдемортом, налаживает отношения с окружающими. Потребность в безопасности у читателя осуществляется за счет закрытия гештальтов. В каноне герой умер, не решив своих проблем, его судьба оказалась трагичной; здесь же мы видим, как его личность могла развиваться дальше и справляться со своими проблемами. Это дает читателю эмоциональное чувство безопасности: герой, которому он сопереживал, излечивается.

II. Фанфики с выжившим Сириусом. Жизнь Сириуса в каноне тоже оборвалась резко: герой и так потерял большой отрезок молодости в Азкабане, так и не получил шанса на нормальную жизнь. Фикрайтеры используют разные способы для восстановления Сириуса как активного члена общества. В отличии от фанфиков о выжившем Снейпе, где героя спасают в момент смерти, с Сириусом история другая. Обычно фикрайтеры предпочитают создать альтернативную реальность, где герой вообще не умирал. Часто используется ход с предупреждением героя с помощью предсказания. Например, в фанфике Эль–Рей «Ритуал Судьбы» (2015 г.) над восьмилетним Сириусом как Наследником Рода Блэк проводят ритуал, в результате которого мальчик видит свое канонное будущее. Конечно, полное вымирание рода Блэков не устраивает, и судьба начинает складываться совсем по-другому. Принцип удовлетворения потребности в безопасности у читателя тот же: нереализованный в каноне герой получает возможность проявить свои качества и полностью раскрыться.

Необычный фанфик такого рода – «Традиции волшебного гостеприимства, или Гость из забытого прошлого» (2015 г.) автора Alteya. В этом фанфике мы наблюдаем целый комплекс удовлетворяемых потребностей: в принятии, в безопасности и в единомышленнике. Это происходит за счет необычного сюжетного хода: на пятом курсе Гарри Орден Феникса берет в плен Пожирателя Смерти Ойгена Мальсибера. Мальсибер оказывается заперт на площади Гриммо, где проводит свои дни Сириус. Автор предлагает крайне необычную трактовку образа Мальсибера – второстепенно героя, который в каноне лишь упоминается. Здесь это – искренний, умный человек, переполненный оптимизмом и жаждой жизни. Общение с ним оказывает большое влияние на Сириуса, и сюжет движется не так, как в каноне.

III. Фанфики с выжившими Пожирателями. Необычный тип фанфиков направлен на выправление психики Пожирателей смерти, возвращении их на светлую сторону. Классикой жанра в таких фанфиках стал роман Alteya «Однажды двадцать лет спустя» (2015 г.). Прошло двадцать лет с момента победы над Волдемортом, и Гарри Поттер решил пересмотреть дела Пожирателей, которые с тех пор заключены в Азкабане. Это приводит к неожиданным последствиям: выжившие Пожиратели оказались способны к нормальной жизни, что еще полнее раскрыто в авторском продолжении романа – «Просто продолжать жить» (2017 г.). Необычность воздействия фанфиков такого рода на читателя заключается в том, что мы по-новому видим знакомых героев, которых считали чисто отрицательными. Автор вытаскивает наружу светлые черты этих героев, ставит условия задачи, при которых именно светлая сторона героя реализуется. Читатель понимает, что поступки отрицательного героя в каноне были вызваны рядом причин и обстоятельств, но базово личность этого героя была способна и на добро.

Скачать диссертацию