Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Возможность найти герою единомышленника может быть реализована большим количеством способов. Обычно эти способы реализуются в фанфиках поджанра «альтернативная реальность» – это такие фанфики, в которых сюжет в какой-то момент разошелся с каноном и пошел своим, оригинальным путем. Фикрайтеры могут свести вместе и подружить совершенно различных героев, в том числе второстепенных или просто упоминавшихся в каноне мимоходом. Часто фанфики такого типа максимально близки к ориджиналам – оригинальным произведениям.

Пример такого AU – серия «Осень на двоих» (2011 г. – н.в.) автора Рэйя. Здесь Гарри с детства дружит с соседским мальчиком Томом, который тоже оказывается волшебником. Наличие друга делает Гарри другим человеком, и в Хогвартсе он идет вслед за Томом на Слизерин, поэтому вся история складывается совсем по-другому. Большое внимание в тексте уделяется именно вопросам дружбы, и на примере главных героев мы видим, как она реализуется. Здесь заметно противопоставление тем отношениям, которые называются дружбой в каноне, – автор фанфика предлагает другую модель, более глубокую и зрелую.

Необычную AU мы находим в романе Ольги Эдельберты «Немного диалектики» (2017 г.). Здесь сюжет канона сохраняется максимально точно, но наполняется новым содержанием: мы видим то, что в каноне не упоминалось. Автор словно достраивает к канону глубокий скрытый смысл, который вполне сочетается с текстом Роулинг, но при этом заставляет увидеть в знакомых героях и сюжетах гораздо больше. В центре внимания два персонажа: профессор чар Филиус Флитвик и Северус Снейп, сперва – студент, затем – коллега, после – директор. Сложная история взаимопонимания между этими персонажами углубляет канонный сюжет и наполняет образы новым смыслом: «Никогда рядом с ним не стоял лучший друг, хулиганистый, верный и надежный – надежней южной стены и Астрономической башни – и не подначивал: “А спорим, я попаду выше?” Он никогда не имел такого друга. И вот теперь все это в его жизни было. Пусть безнадежно поздно, пусть ничто уже не могло откатиться назад, измениться, пойти по другому пути, но оно – было и каким-то непостижимым образом делало жизнь – всю жизнь! – иной». Очень тонкий прием: два одиноких по канону героя становятся друзьями в фанфике. Основной сюжет не меняется, но наполняется новым содержанием.

Скачать диссертацию