Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Распространенный сюжетный ход в фанфикшене – раскаявшийся Драко Малфой, который отрекся от идей Волдеморта и встал на сторону Света. В фанфиках такого рода тема принятия становится центральной, потому что Драко вступает в круг людей, которые раньше были его противниками и врагами. Такие фанфики можно поделить всего на два типа: либо Драко сам ищет понимания и принятия у своих новых соратников, либо, наоборот, закрывается от них, и это они втягивают его в свой круг.

Например, в фанфике Veela–Lily «Драко Малфой и Орден Лопаты» (2016 г.) Драко меняет сторону после того, как Гарри с друзьями спасают Драко и его семью от пыток Волдеморта. Герою не только удается вписаться в команду Гарри – в какой-то момент именно Драко организует свой Орден, под знамена которого объединяются положительные герои, и в финале фанфика Драко же наносит заключительный удар по Волдеморту. Здесь мы видим, что критическая ситуация способствовала полной перестановке приоритетов – и после того, как Драко выступил против Волдеморта, оказалось, что все остальные его недостатки не являются такими уж фатальными и не препятствуют дружбе с ним. Читатель наблюдает за переоценкой качеств героя: то, что раздражало, когда Драко был врагом, стало положительными или нейтральными качествами, когда Драко стал союзником. Такая смена ракурса помогает читателю переоценить и свое собственное окружение и понять, что мы склонны негативно оценивать любые черты человека, находящегося в другой социальной группе, и, наоборот, положительно оценивать черты людей, с которыми мы находимся в одной социальной группе.

Скачать диссертацию