Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Один из популярных поджанров фанфикшена, удовлетворяющий потребность в самоутверждении, – таймтревел (путешествие во времени). Существование поджанра обусловлено фактами канона: в мире Роулинг существуют Маховики времени – волшебные предметы, которые помогают героям переноситься назад во времени. В каноне перенос переходит лишь на несколько часов, и героям нельзя ничего менять в прошлом во избежание создания временного парадокса; в фанфикшене авторы находят способ переносить героев на годы назад и разрешают им менять реальность по своему усмотрению.

Таймтревелы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, каким именно образом осуществляется удовлетворение потребности в самоутверждении.

I. Группа таймтревелов, в которых самоутверждение строится на основе доминирования более взрослой/развитой/знающей личности над лже-сверстниками. Взрослая личность переносится во времени и попадает в свое детское тело. Встраиваясь в контекст детского социума, эта личность уверенно доминирует над своим окружением, подавляет антагонистов, становится кумиром союзников, объединяет их в команду, в которой является лидером, разгадывает планы противников и уверенно побеждает в любой конфликтной ситуации.

Наиболее распространенный подтип в этой группы – перенос во времени самого главного героя саги, Гарри Поттера. Рассмотрим несколько самых популярных сюжетов.

1. Взрослый Гарри умирает в своем времени, и ему дается шанс изменить прошлое, после чего он переносится в свое детское тело, сохраняя знания обо всем, что с ним происходило. Превосходство Гарри строится на том, что он – взрослая, сформировавшаяся личность, которая обладает профессиональными навыками и богатым жизненным опытом, а также владеет знанием о событиях, которые должны случиться. Пример такого фанфика – роман Poxy_proxy «Tempus Colligendi» (2012 г. – н.в.). Главный аврор Поттер погибает в возрасте сорока двух лет и возвращается во времени к началу своего четвертого курса в Хогвартсе. Там он начинает «перекраивать» историю, собирает свою команду, тренирует ее по аврорской программе и выступает могущественной третьей силой наравне с Дамблдором и Волдемортом. Poxy_proxy продолжает традицию канона: хотя повествование ведется от третьего лица, но мы видим картину глазами Гарри, поэтому читатель ассоциирует себя именно с этим героем. «Прожив» и пропустив через себя жизнь Гарри-из-канона, читатель «перепроживает», «перезаписывает» эту жизнь заново – с Гарри-из-фанфика. Герой укрепляет свои позиции, меняет сюжет, владеет ситуацией – и у читателя создается впечатление, будто он сам способен менять мир.

2. В будущем мир стал на край катастрофы, и Гарри специально вернулся во времени, чтобы все исправить. По признакам похож на первый вариант, только у Гарри есть подготовленный план действий. Интересным примером такого фанфика является «Неучтенный фактор» (2011–2012 гг.) БиоДрамы: здесь Гарри, перенесясь во времени, попадает не в себя, а в тело только что возродившегося Волдеморта. Таким образом, читатель ставит себя на место антагониста и вслед за героем перекраивает его жизнь, переставляет приоритеты, подрывает деятельность враждебной группировки изнутри. Получается не только самоутверждение за счет переписывания сюжета – в таком варианте мы видим полную идеологическую победу над врагом. Прежние соратники Темного лорда полностью приняли сторону Гарри: «Отриньте сомнения, милорд. Прежнего Темного Лорда вы превосходите во всем, а уж силой сияния своей магии затмеваете и тех, кто был до него! – проникновенно вещал секретарь. – Служить вам – великая честь. Быть под вашей защитой – истинное счастье вассала!» [91].

3. Гарри был предан друзьями, погибает в результате этого предательства, но Высшие Силы предлагают ему второй шанс; Гарри использует этот шанс для того, чтобы отомстить. Превосходство Гарри строится на его знании будущего, а также того факта, что его антагонисты по-прежнему считают его обманутым их игрой. Пример такой истории – фанфик robst «В этом мире и ином» (2009–2010 гг.). В результате предательства Рона успевшие стать парой Гарри и Гермиона умирают – но им дается шанс вернуться назад и провести свою судьбу по другому руслу. Фанфики такого рода имеют компенсаторный характер и всегда направлены на унижение или уничтожение «отрицательных» персонажей (которыми обычно становятся просто неприятные автору герои).

Одним из необычных фанфиков данного подтипа является история Alisse «Шанс на Жизнь, шанс на Смерть» (2010–2011 гг.). Здесь Гарри, который перенесся во времени, становится наставником Гарри-из-прошлого. Гарри-мальчик сохраняет свой возраст и психологию ребенка, но обретает мудрого наставника в лице себя-взрослого. Это наиболее интересный с психологической точки зрения пример: герой последовательно взрослеет, и читатель проходит за ним все стадии более глубокого понимания ситуации.

II. Группа таймтревелов, в которых самоутверждение строится на основе доминирования более опытной личности над партнером. Распространенный вариант таймтревелов направлен на образование новых пар, отличных от канонных. В таймтревелах такого плана герой понимает, что его брак/отношения оказались неудачными, что он неправильно выбрал свою пару, герой возвращается во времени и начинает выстраивать отношения с «правильным» партнером. Вернувшийся во времени герой взрослее, опытнее, лучше понимает, чего хочет от отношений, поэтому уверенно ведет нового партнера к реализации любви. Классический пример такого типа текстов – фанфик drago23 «Четвертый дар смерти» (2014 г. – н.в.). Гарри Поттер дослужился до звания начальника аврората и умирает в возрасте двадцати шести лет; вернувшись в прошлое, он с детства начинает выстраивать отношения с Гермионой. Поскольку главными героями поттерианы являются подростки, в фанфиках такого типа происходит интересное столкновение зрелой любви и подростковой влюбленности, и в фанфике рассматривается, как первая дорастает до второй.

III. Группа таймтревелов, в которых самоутверждение строится на основе доминирования героя над своей собственной судьбой. Здесь герой, совершивший в своей жизни ошибки, возвращается во времени, чтобы их исправить. Он выстраивает новую жизнь, в которой не совершает старых ошибок. Любопытным образом такой сюжет реализован в фанфике клевчук и Alteya «Хроноворот Салазара, или О роли детали в истории» (2017 г.). Молодой Том Риддл, еще не ставший лордом Волдемортом, находит чрезвычайно мощный хроноворот и возвращается в прошлое, чтобы спасти свою мать. ему это удается, но, когда он возвращается обратно в свое время – он не может его узнать. Это оказалась совсем другая реальность – та, в которой он вырос с любящей матерью. Еще несколько раз Том возвращается в прошлое, и каждый раз по возвращении находит все более изменившуюся реальность. В конце концов Том Риддл становится совсем другим человеком – который, конечно, и не собирается становиться Темным Лордом: «Так всю жизнь и пробегать от смерти – и ничего больше не сделать и не узнать? Каким он когда-то был… странным. Ну, уж нет – подобные глупости Тома не интересовали» [95]. Благодаря сопоставлению разных вариантов реальности авторы добиваются осмысленного отношения к точкам выбора.

Таким образом, читая таймтревелы, читатель удовлетворяет свою потребность в самоутверждении за счет осознанного «перепроживания» канона. Там, где в каноничном тексте герои действовали импульсивно, в фанфике они подходят осознанно к важным решениям, и это меняет их судьбу. Фанфики такого типа обладают значительным дидактическим потенциалом, потому что учат читателя внимательно относится к точкам выбор в своей собственной жизни и думать о последствиях выбираемого пути.

Скачать диссертацию