Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Снэвансы – это фанфики, в которых осуществляются любовные отношения между Северусом Снейпом и Лили Эванс. Базово речь идет о преодолении травмирующего опыта безответной любви. Проводя своих героев через те или иные испытания, фикрайтеры выводят их в зону комфортных любовных отношений.

I. Снэвансы с путешествием во времени. Либо Снейп возвращается в свою молодость и завоевывает Лили, либо Лили каким–то образом после своей смерти попадает в будущее, где нет Джеймса, но есть Снейп. Потребность в безопасности удовлетворяется за счет исправления старых ошибок. Классический фанфик такого типа – роман laventadorn «Вернись и полюби меня» (2011–2012 гг.). Снейп умирает после укуса Нагайны, но после смерти возвращается в свою юность. Конечно, он не повторяет прежних ошибок и завоевывает любовь Лили. Механизм воздействия фанфика на читателя строится чисто на закрытии гештальтов. У многих в прошлом есть ситуации, которые мы хотели бы «переиграть»; мы видим, как это происходит в фанфике и чувствуем себя так, как будто «переигрываем» свои собственные ошибки, благодаря чему чувствуем себя удовлетворенными.

II. Снэвансы с альтернативными развилками. Фикрайтеры пересматривают те или иные развилки в отношениях героев. В некоторых вариантах не случалось сцены у озера и Снейп не называл Лили грязнокровкой, в других Снейп вообще не присоединился к Волдеморту, в третьих Лили разочаровалась в Джеймсе и восстановила отношения со Снейпом и т.д. Поскольку сама Роулинг в своем интервью говорила, что у Снейпа были шансы завоевать любовь Лили, фикрайтеры активно этим пользуются и придумывают варианты развития событий, при которых действительно сбылась эта любовь. Потребность в безопасности удовлетворяется за счет формирования положительной программы. Пример альтернативного развития истории мы видим в фанфике diadelphous «Строя воздушные замки на камне» (2012 г.). Не прозвучало слова «грязнокровка», и история героев сложилась совсем по–другому. Читатель на примере героев учится понимать, как наш выбор влияет на последствия.

III. Снэвансы с плохим Джеймсом. Лили узнает «истинное лицо» Джеймса и понимает, как она ошиблась, после чего возвращается к Снейпу. Потребность в безопасности удовлетворяется нездоровым образом: Джеймс становится «козлом отпущения», на деле конфликт между Лили и Снейпом не решен. Однако возможны более глубокие и психологичные фанфики такого типа, например, работа ElyaB «Золотая мера» (2016 г.). Здесь Джеймс с Мародерами в который раз избили Снейпа – уже после того, как Лили согласилась встречаться с Джеймсом. Лили считает, что Джеймс обманул ее – ведь он обещал больше так не делать – и разрывает отношения, зато мирится со Снейпом. Последовательно и психологично показано сближение героев и реализация их отношений. Хотя базово спусковым крючком для сближения стала ошибка Джеймса, но в целом герои и их поступки реалистичны и психологически обоснованы. Потребность в безопасности у читателя реализуется за счет показанной в фанфике положительной программы отношений, не реализованных в каноне.

Воздействие снэвансов на читателей происходит с помощью выстраивания положительной модели отношений. Снэванс показывает, что положительная модель таких отношений возможна, а обстоятельства зависят от того выбора, который делает человек.

Скачать диссертацию