Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Эпоха постмодернизма демонстрирует сближение между элитарными и массовыми жанрами. В полной мере это сближение можно наблюдать и в рамках сетевой литературы. Одним из жанров сетературы, который активно смешивает массовую и элитарную культуры, является фанатская литература – фанфикшн.

В эпоху своего возникновения фанфикшн как явление был однозначно причислен к массовой литературе и обладал всеми ее признаками. Однако в течение времени фанфикшн активно развивался, и в 2010–х годах ситуация с его принадлежностью к массовой культуре уже не так однозначна.

Репрезентативным примером выхода жанра фанфикшена за пределы массовой культуры является фандом Гарри Поттера. Развитие этого фандома в России связано с несколькими важными факторами:

читатели и авторы фандома являются поклонниками русской классической литературы и следуют ее традициям;

фандом является чрезвычайно развитым, перенасыщенным текстами, что позволяет читателям выбирать более качественные тексты, а авторам – стремиться к тому, чтобы их тексты становились более профессиональными и выдерживали конкуренцию и все более строгие читательские стандарты;

интертекстуальность фанфикшена позволяет авторам отсеивать неудачные идеи и приемы своих предшественников и перенимать удачные, развивая и дополняя их.

Рассмотрим теперь некоторые черты жанра фанфикшн на примере фандома Гарри Поттера, чтобы доказать его выход за рамки массовой литературы и приобретение черт литературы элитарной.

Важное отличие массовой литературы от элитарной – популярность и широкая распространенность первой [157, с. 41]. Если элитарная литература ориентирована на узкую группу интеллектуальных читателей, то массовая предпочитает охватывать большие социальные пространства. По этому признаку фанфикшн относится строго к элитарной литературе: он написан только для узкой группы подготовленных читателей, обладающих необходимым набором базовых знаний. Читатель, не обладающий нужной компетенцией, не сможет воспринимать текст фанфика во всей его полноте, ему будет доступно лишь поверхностное считывание смыслов.

Данная особенность фанфикшена подкрепляется и конкретными цифрами. Например, аудитория популярной библиотеки фанфиков fanfics.me содержит всего 22526 подписчика (данные от 13.05.2018 г.), тогда как тираж издания первой книги Дж. Роулинг – «Гарри Поттера и философского камня» – в 2003 году в России составил 70000 экземпляров [106]. По данным сайта fanfics.me, лишь 4,5% написанных фанфиков преодолевает порог в 1000 читателей. Отметим, что столь скромные цифры относятся к одному из самых читаемых фандомов рунета.

Не менее важным, чем популярность, свойством массовой литературы является тривиальность [157, с. 51]. Действительно, если мы обратимся к эпохе возникновения фанфикшена, написанные в рамках этого жанра произведения не отличаются оригинальностью. В 2010–х годах также можно отметить широкий пласт произведений, обладающих этой чертой, однако ими интертекст фандома не исчерпывается. Постепенно из тривиальных произведений стали вырастать тексты более высокого уровня. Это связано с ориентированностью фанфикшена на вкусы читателя. Первоначально читатель радовался любому фанфику, поскольку он удовлетворял его эмоциональные потребности. Однако постепенно интертекст фандома наполнился большим количеством однотипных тривиальных текстов, и читатели стали негативно реагировать на появление еще одного подобного фанфика. Читатель повысил уровень своих требований к текстам – фикрайтеры были вынуждены писать лучше, чтобы получать одобрение читателей. Постепенно читательская планка все повышалась, и на данный момент в фандоме Гарри Поттера она находится столь высоко, что от фикрайтеров требуется написание произведений на уровне «большой литературы». Такое повышение требований со стороны образованной и начитанной аудитории привело к тому, что в рамках фандома стали возникать художественные тексты, обладающие большой эстетической ценностью. Назвать их тривиальными невозможно ни при каком подходе к оценке качества текста. Примером такого фанфика можно назвать произведение Принцессы Иерусалимской «Пряный песок: кофе и сладости» (2016 г.). Этот фанфик отличается не только драматизмом характеров, психологичностью персонажей, напряженностью конфликтов и серьезностью поднимаемых тем, но и бесподобной стилистикой, наполненной поэзией и метафоричностью: «– Скажи! – Рявкает она, и ее голосом воют тысячи женщин, лишенных шанса носить в себе новую жизнь <…> …она вскакивает со стула и пятится, неверяще ощупывая свой живот. Идеально упругий и плоский. Идеально пустой. Со стены, словно пулей в левое подреберье, входит улыбка беременной Гермионы» [105].

Более того, можно утверждать, что именно нетривиальные тексты завоевывают любовь читателей и становятся базой для дальнейшего развития фандома. Известным примером такого успеха в фандоме является роман Э. Юдковского «Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления» (2010–2015 гг.). Нетривиальность выражена в рационально-логическом подходе к миру Дж. Роулинг. Главный герой фанфика выступает как ученый-исследователь, который оценивает магический мир с точки зрения науки. Этот взгляд на канон настолько потряс читателей, что породил бесконечную волну фанфиков, развивающих данную тему. В настоящий момент рациональный и логичный подход к оценке явлений в рамках фанфика является общепринятым.

В качестве промежуточного вывода по поводу тривиальности и нетривиальности фанфикшена отметим, что однозначная оценка жанра по данному критерию невозможна Фанфикшн включает в себя и тексты массового характера, и ориентированные на читательскую элиту фанфики. Принадлежность литературного текста к жанру фанфикшена еще не маркирует его как произведение массовой литературы – в рамках фанфикшена достаточно текстов элитарного уровня, и соотношения массового и элитарного в рамках жанра такое же, как и в самой «большой литературе».

Третья важная черта массовой литературы – структурно-смысловая жесткость [157, с. 57]. Так же, как и с предыдущим критерием, в эпоху своего возникновения фанфикшн полностью соответствовал подобной модели построения текста. Но постепенно мы наблюдаем в фандоме разрушение структурно-смысловой жесткости.

Основным структурно-смысловым маркером в жанре фанфикшена является система поджанров. Есть два основных критерия для разграничения таких поджанров: 1) собственно жанровый (юмор, хорор, мистика, любовный роман) и 2) сюжетно–смысловой (северитус, снейджер, дамбигад). Именно вторая типология является основой жесткой структуры для фанфика. Принадлежность к тому или иному поджанру диктует необходимость следовать его законам как в плане построения сюжета, так и в плане трактовки образов или событий. Например, поджанр «драмиона» предполагает следующие необходимые черты: любовная линия между Гермионой Грейнджер и Драко Малфоем, отношения между Драко и Гермионой строятся на базе соперничества, раскаявшийся Драко/«темная» Гермиона, негативная трактовка образа Рона Уизли, подчеркнутая красота Драко, Гермиона начинает заботиться о своей внешности в ущерб учебе и др. Однако в 2012 году автор под ником ochi.koloru.neba пишет драмиону «От сессии до сессии…» (2012 г.), в которой резко отказывается от главного структурообразующего элемента этого поджанра – любовной линии между Драко и Гермионой. Несмотря на то, что в фанфике «От сессии до сессии…» сохраняется канонная пара Гермиона–Рон, а отношения между Гермионой и Драко являются чисто дружескими, остальные признаки поджанра остаются.

Такое разрушение жесткой структурно-смысловой системы становится все более востребованным с каждым годом. Читателю приелись штампы, и он требует от авторов неожиданных поворотов и трактовок. Новые фанфики, написанные в рамках старой жесткой системы, подвергаются критике со стороны сообщества и считаются низкокачественными.

Есть и другие черты массовой литературы, которые сложно отнести к фанфикшену во всей его полноте. Например, Ю.М. Лотман отмечает: «Принято считать, что массовая литература близка к фольклору по принципам построения. При этом указывается на стабильность художественного языка, поэтику хорошего конца и многие другие общие признаки» [161, выделено нами – М.С.]. Действительно, при своем зарождении фанфкишн во многом развивался теми же путями, что и фольклор, в частности, для него характерны система архетипичных образов, постоянные эпитеты и кочующие сюжеты. Однако в 2010–х годах мы наблюдаем отход от такой структуры. В среде фикрайтеров подобные фольклорные признаки стали считаться признаком низкого качества текста, поэтому все больше авторов избегает в своем творчестве использования устоявшихся архетипов фандома или типичных сюжетных ходов.

Важную черту массовой литературы отметил О. Дарк: «Условие существования массового жанра – соответствовать читательским ожиданиям. Он не может себе позволить конфликт с читателем» [143, выделено нами – М.С.]. Действительно, первоначально фанфикшн базировался именно на читательских ожиданиях. Однако в 2010–х годах такой подход отошел в прошлое в связи с перенасыщенностью фандома текстами подобного рода. По результатам статистических данных, в 2010–х годах наибольшей популярностью среди читателей пользовались фанфики, которые удивляют читателя и «рвут шаблоны», отказываются от стереотипов и расширяют границы интерпретации канона. Наибольшее количество читательских рекомендаций заслужили фанфики, которые предлагают неожиданную трактовку персонажей канона и сюжета или сложившихся в фандоме архетипов и сюжетных ходов.

Еще одну черту массовой литературы выделяет М.А. Черняк: «Одной из особенностей массовой литературы является нивелирование авторской точки зрения, а нередко и анонимность произведения» [175, с. 153, выделено нами – М.С.]. На первый взгляд, для фанфикшена действительно характерна анонимность – почти все фанфики подписаны псевдонимами. Однако в 2010–х годах эта анонимность стала скорее формальной данью современной Интернет-культуре. На таких сайтах, как samlib.ru, авторы фанфиков подписываются своими реальными именами, на других площадках электронного самиздата также можно найти информацию о реальном имени в профиле автора. Даже если фикрайтер настаивает на соблюдении анонимности, его ник становится узнаваемым псевдонимом. У многих фикрайтеров есть блоги, площадки в соцсетях, форумы, которые объединяют поклонников их творчества. Ник автора часто становится знаком качества для фанфика. Авторская точка зрения находится в центре внимания читателей. Поскольку произведения фанфикшена вторичны по отношению к произведениям канона, то особый интерес в фанфиках представляет как раз новый фокус взгляда на произведение, авторская трактовка персонажей и событий канона. У наиболее выдающихся фикрайтеров есть свои последователи. Произведения таких авторов называют «классикой фандома», часто они лежат в основе новых поджанров. Например, поджанр «северитус» – фанфики, в которых Северус Снейп является биологическим отцом Гарри Поттера, – назван так по нику первого автора, который описал такой вариант событий.

Из приведенных выше аргументов и статистических данных можно сделать следующий вывод. Хотя первоначально фанфикшн зародился в среде массовой литературы и обладал практически полным набором соответствующих свойств, с течением времени этот жанр стал заметно развиваться. Жанровые эксперименты фикрайтеров привели к тому, что в 2010–х годах фанфикшн в фандоме Гарри Поттера превратился в сложное неоднозначное явление, которое содержит в себе как черты масс-культуры, так и черты элитарной литературы. Это делает фанфикшн самобытным явлением литературного процесса, который дополняет общую картину развития сетературы. Как и в других сетевых жанрах, в фанфикшене мы видим черты новой литературы, пришедшей на смену постмодерну.

Скачать диссертацию