Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Северитусы – это фанфики, в которых Северус Снейп является биологическим отцом Гарри Поттера. В тексте канона эти герои ненавидят друг друга и являются ярковыраженными антагонистами. Идея северитуса в том, что герои вынуждены принять друг друга, так как каждый из них является для другого единственным членом семьи.

Существует несколько моделей, по которым осуществляется принятие в таких фанфиках.

I. Северитусы с фальшивой неприязнью Снейпа. В таких фанфиках снимается вопрос с взаимной ненавистью героев: по каким–то роковым причинам (клятва Дамблдору, шпионаж у Волдеморта, клятва Лили и т.д.) Снейп вынужден притворяться, что ненавидит Гарри. Как только роковая причины перестает довлеть над героем, он «сбрасывает маску» и завоевывает любовь и уважение сына. Принятие осуществляется на базе готовности обоих героев пойти друг другу навстречу. Например, в фанфике Alpha_Snape «Тропой василиска» (2011 г.–н.в.) Снейп после Хэллоуина 81–ого сам попросил Дамблдора стереть ему воспоминания о том, что Гарри – его сын, чтобы в будущем Волдеморт не смог прочитать эту информацию с помощью легилименции. Однако блок на память Снейпа был поставлен сроком на пятнадцать лет, после чего воспоминания к нему вернулись.

Фанфики такого типа удовлетворяют читателя на стадии отрицания проблемы: то, что близкий человек тебя ненавидит – это ложь, притворство, и по мановению волшебной палочки это можно изменить и все исправить. Хотя второй член отношений – Гарри – должен пройти все стадии принятия ранее ненавистного человека, что в какой-то степени компенсирует «волшебное преображение» Снейпа. Но в целом такие фанфики скорее создают иллюзию принятия, чем по-настоящему удовлетворяют потребность в нем.

II. Северитусы, в которых Гарри ищет принятия Снейпа. В таких фанфиках Гарри, узнав, что Снейп – его отец, начинает искать его расположения и надеется обрести семью. Пример фанфика такого типа – «Наказания» (2012 г.) автора ~Alena~. Гарри удается показать Снейпу, что созданный воображением профессора образ непослушного и жаждущего славы избалованного подростка далек от истины, и Снейп принимает своего сына.

III. Северитусы, в которых Снейп ищет принятия Гарри. Пример такой истории – «Поверь мне» (2016 г.) автора Daf. Узнав о том, что Гарри – его сын, профессор Снейп хочет наладить отношения, что ему удается.

Если говорить о северитусах второго и третьего типа, то в них прослеживается та важная линия, что даже усилий одного антагониста достаточно, чтобы улучшить отношения. Это вселяет воодушевление в читателя: он начинает понимать свою степень ответственности за негативные отношения в своей жизни. Благодаря положительной динамике в отношениях героев читатель, интериоризуя их опыт, сходит с роли «жертвы».

Не все северитусы базируются на принципе принятия. Например, распространенный сюжет – при котором Гарри с младенчества воспитывается Снейпом, поэтому никакого противостояния между ними нет. Таков фанфик Rishana «Я не Поттер!» (2010–2012 гг.) – Гарри с детства воспринимает себя сыном Снейпа, его поведение сильно отличается от канонного, и такой сюжет скорее удовлетворяет потребность в самоутверждении, поскольку предлагает другие реакции на канонные события.

Скачать диссертацию