Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Севвитусы – это фанфики, в которых Северус Снейп усыновляет Гарри Поттера (либо становится его опекуном). Создается базово небезопасная ситуация: Гарри становится максимально зависим от своего злейшего врага. Потребность в безопасности удовлетворяется путем выведения этой небезопасной ситуации на комфортный уровень. Для этого есть несколько устоявшихся моделей.

I. Севвитусы типа «жестокие Дурсли». Опекуны Гарри крайне жестоки к нему, бьют его, морят голодом, издеваются, унижают. Снейп становится свидетелем этого отношения, ужасается и в память о Лили забирает Гарри к себе. Потребность в безопасности удовлетворяется за счет выправления психики ребенка, пережившего домашнее насилие и попавшего к любящему опекуну. У таких фанфиков может находиться «второе дно»: не только Гарри попадает из опасности в комфорт, но и Снейп через любовь своего подопечного справляется со своими душевными ранами и комплексами и обретает новую волю к жизни. Классикой среди работ такого рода является фанфик kbinnz «Новый дом для Гарри» (2008–2009 гг.). На первой неделе обучения Снейп замечает, что Гарри избивали дома, после этого открытия профессор забирает опеку над мальчиком себе. Чувство безопасности создается благодаря нагнетанию потенциально небезопасных ситуаций, в которых Гарри ждет морального или физического удара – а получает только понимание, принятие и защиту. Воздействие на читателя происходит по принципу эффекта обманутых ожиданий и осуществляется на чувственно-эмоциональном уровне.

II. Севвитусы, в которых Гарри был искалечен. Гарри получает психологическую или физическую травму, и именно Снейп становится тем, кто лечит его. Потребность в безопасности удовлетворяется тем же способом, как и в предыдущем пункте. Такой сюжет лежит в основе фанфика Tantz «Плыть по течению» (2003–2006 гг.). Из-за жестокости Дурслей Гарри лишается зрения в каникулы перед пятым курсом, и именно Снейп становится тем, кто помогает ему выжить и поверить в свои силы. В отличие от севвитусов первого типа, в которых происходит излечение от моральных травм, в этих севвитусах акцент ставится на поддержку развития Гарри, помощь в становлении его как личности.

III. Севвитусы с путешествием между вселенными: один из героев на время попадает во вселенную, где опекунство уже существует. При возврате в родную вселенную герой уже отдает себе отчет в том, что такие отношения возможны, и осознанно стремится к ним. Фанфики такого типа в большой степени направлены на удовлетворение потребности в принятии. Например, такова работа Della D. «Зеркальное отражение» (2006–2007 гг.). Попав в другую реальность, Гарри обрел в лице Снейпа любящего опекуна, и после возвращения назад желает наладить отношения с профессором из своей реальности, что вовсе не вызывает у последнего восторга. Однако в конце концов героям удается преодолеть свои разногласия. Потребность в безопасности у читателя удовлетворяется по той причине, что при конфликтных ситуациях между Гарри и Снейпом из первой реальности мы имеем перед глазами пример положительной динамики в отношениях между Гарри и Снейпом из второй реальности. Читатель понимает, что конфликтные ситуации потенциально разрешимы, и сюжет в итоге приводит к их разрешению.

Необычной работой такого типа является фанфик LuxOris и Delfy «Игры разума» (2015 г. – н.в.). Текст фанфика построен таким образом, что ни Гарри, ни читатель не способен понять, существует ли вторая реальность – или же она только часть воображения Гарри? И если второй реальности не существует – то какая из них настоящая, со Снейпом-опекуном или со Снейпом-врагом? Этот фанфик является прекрасной иллюстрацией к фразе Дамблдора из канона: «Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри, но кто сказал тебе, что поэтому оно не должно быть правдой?» [112, с. 610]. Такой фанфик показывает, что реальное существование «положительной» реальности необязательно – достаточно ее моделирование внутри своей головы, чтобы на основе этого моделирования перестроить свою жизнь.

В фанфиках такого типа потребность в безопасности реализуется также за счет уверенности в достижимости результата. Герой ставит перед собой цель и идет к ней, читатель знает, что эта цель достижима, поэтому испытывает приятные эмоции при чтении, ожидая благоприятной концовки.

IV. Севвитусы с обменом телами: по каким–то причинам Гарри и Снейп на время меняются телами и вынуждены притворяться друг другом. В фанфиках такого типа также большую роль играет потребность в принятии. Психологической основой принятия становится глубокое понимание антагониста, опыт вживания в его «шкуру», попытка быть таким, как антагонист. На таком принципе частично строится фанфик Севератрикс Веналайнен «Декан Слизерина» (2014 г.): здесь в результате несчастного случая Гарри попадает в тело Снейпа, тогда как сам Снейп становится черным котом. Происходит интересное смешение двух потребностей: в принятии и в безопасности. Именно принятие становится залогом безопасности – вместо того, чтобы навредить герою–антагонисту, Гарри всячески помогает профессору, что приводит к комфортным взаимоотношениям к тому моменту, когда герои возвращаются в свои тела.

V. Севвитусы с вынужденным принятием. По каким–то роковым причинам (тайный план Дамблдора, приказ Волдеморта, неосмотрительная клятва Магии и т.д.) герои вынуждены искать общий язык. Принятие осуществляется на базе невозможности отказаться от такого пути. Как и в севвитусах четвертого типа, здесь принятие становится залогом безопасности. В такой ситуации герои могли бы уничтожить друг друга, но нахождение взаимопонимание выводит конфликтную ситуацию на безопасный уровень. Так, в фанфике halfbloodprincess21 «So close» (2014 г.) Снейп вынужден забрать к себе Гарри на лето по приказу Дамблдора. Героям приходится найти общий язык, поскольку они вынуждены жить в одном доме.

Таким образом, важной особенностью севвитусов является их двойственный характер: они одновременно удовлетворяют и потребность в принятии, и потребность в безопасности, и именно принятие становится залогом безопасности. Хотя в фандоме практически не разделяют такие типы фанфиков, как северитус и севвитус, в точки зрения выделенных нами квалификантов они относятся к разным группам. Северитусы редко нацелены на создание безопасной ситуации, обычно акцент в них идет на необходимости принять ненавистного человека. В севвитусах же может вообще не быть акцента на принятии, а если он и есть – он служит в первую очередь для создания комфортных безопасных условий.

Скачать диссертацию