Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Механизмы влияния фанфиков на психику читателей не очевидны. Требуется литературоведческое осмысление конкретных произведений фанфикшена, чтобы выделить и описать те элементы, которые оказывают ключевое влияние на рецепцию.

Поскольку объем материала, представленного в фанфикшене, крайне велик, потребовалось провести репрезентативную выборку фанфиков для анализа. В первую очередь, это касалось выбора фандома. В настоящем исследовании представлен анализ произведений из фандома «Гарри Поттер», поскольку в настоящий момент это самый развитый и многочисленный фандом как в России, так и в мире, поэтому он представляет наиболее полные данные по всем общим процессом, происходящим в фанфикшене вообще.

Однако и здесь было необходимо сузить выборку – на данные от 1.05.2018 года только на фан-сайте ficbook.net было представлено 65 535 фанфиков по фандому «Гарри Поттер». Поэтому в первую очередь мы решили ограничиться категориями «джен» и «гет», оставив за рамками исследования такие категории, как «слэш» и «фемслэш». Это было сделано в первую очередь по той причине, что категория «фемслэш» является неразвитой и нерепрезентативной, а оригинальная специфика категории «слэш» достаточно полно исследована в зарубежных литературоведении, психологии и социологии, в остальном же она не дает уникальных результатов по сравнению с фанфиками категории «джен» или «гет».

Наконец, даже фанфики категории «джен» и «гет» оказались весьма многочисленной группой, поэтому и из них была произведена репрезентативная выборка. Основными факторами отбора фанфиков для анализа были:

1) репрезентативность в своей группе (фанфик должен был наиболее ярко выражать общие черты, характерные для других фанфиков такого типа);

2) популярность среди читателей (выбирались фанфики, наиболее широко известные в фандоме и потому оказывающие максимальное влияние на читателей и авторов);

3) художественное качество текста (поскольку в фандоме достаточно текстов низкого качества, требовалось отобрать те, которые соответствуют строгим эстетическим и художественным параметрам).

Принцип систематизации фанфиков в выборке основан на психологическом факторе. Фанфики распределены по группам в зависимости от той основной психологической потребности, которую удовлетворяет читатель, выбирая фанфики именно такого типа. На основании такого фактора отбора выделено четыре основных группы:

фанфики, удовлетворяющие потребность в самоутверждении;

фанфики, удовлетворяющие потребность в принятии;

фанфики, удовлетворяющие потребность в безопасности;

фанфики, удовлетворяющие потребность в единомышленнике.

Такое деление не является закрытым и замкнутым: во-первых, существуют другие виды удовлетворяемых потребностей (например, сексуальная), во-вторых, один и тот же фанфик может удовлетворять несколько потребностей. Однако мы остановились на этих четырех группах, поскольку они являются самыми востребованными среди читателей и имеют наибольшее количество произведений внутри себя.

Внутри этих групп мы, во-первых, сгруппировали фанфики по общепринятым в фандоме группам (стихийно сложившиеся жанровые образования, которые вполне отражают рефлексию читательской рецепции), во-вторых, дали внутри этих групп более мелкие классификации, связанные с различными оттенками удовлетворения психологических потребностей. Во всех группах были выделены ключевые элементы, которые оказывают наибольшее влияние на рецепцию, после чего они были подвергнуты литературоведческому анализу с целью выявления и описания механизма воздействия.

Скачать диссертацию