Выходные данные для цитирования:
Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.
К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”
Современный литературный процесс открывает новые творческие перспективы. Сетевая литература сделала возможным быстрый обмен творческими опытами, в том числе, и опытом интерпретации прочитанных книг и просмотренных фильмов. Фанфикшн как способ литературной интерпретации крайне популярен среди детей, подростков и молодежи.
Существует необходимость осознания функций фанфикшена, понимания его значения для литературного процесса, общества, личности. Для успешной интеграции в современное Интернет-сообщества учащийся должен уметь взаимодействовать с фанфикшеном, владеть методами анализа подобных произведений, понимать способы воздействия фанфикшена на психику.
Важность курса объясняется также и потенциальной опасностью фанфикшена: неподготовленный читатель может с головой уйти в мир фантазий, оторвавшись от реальности. Если же учащийся будет понимать и осознавать механизмы воздействия фанфикшена, он избежит такой ловушки.
Цели и задачи:
– расширение кругозора детей через знакомство с интерпретациями известных им произведений культуры;
– обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка;
– формирование активного читателя, владеющего прочными навыками интерпретации прочитанного;
– формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к литературному творчеству;
Обучение детей по программе внеурочной деятельности «Жанровое своеобразие фанфикшена (на материале фандома “Гарри Поттер”)» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
– осознание своего творческого потенциала; становление творческой личности;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– принятие и освоение интерпретативных стратегий, умение использовать их механизмы и распознавать их в тексте;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свое литературное творчество, выложенное на просторы Сети,
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие абстрактного мышления, дедуктивно-индуктивной системы аналитического подхода;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках ведение Интернет-дискуссий, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к литературному творчеству, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи интерпретации произведений культуры; поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою интерпретацию в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха интерпретации;
– адекватное использование речевых средств и средств информационно–коммуникационных технологий для решения различных интерпретативных и художественных задач;
– умение осуществлять творческую литературную деятельность для выражения своей интерпретации;
– овладение навыками смыслового чтения фанфиков различных направлений и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
–осознавать значимость интерпретации в процессе освоения произведений культуры;
–формировать потребность в размышлении над прочитанным;
–использовать разные виды интерпретации (художественную, публицистическую, научную);
–уметь самостоятельно выбирать интересующие фанфики;
–пользоваться материалами фандома для понимания и получения дополнительной информации;
–развивать чувство литературного слога;
–развивать коммуникативные навыки;
–развивать культуру письменной речи;
–пополнять словарный запас.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ
Выполнение Программы рассчитано на один год. Возможно последующее расширение программного материала для новой возрастной группы с учетом обогащения читательского опыта.
Организация работы проходит с учетом возрастных особенностей семиклассников и санитарно-гигиенических требований
Занятия поводятся 1 раза в две недели. Продолжительность занятия 40–45 минут.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 7 класса “Жанровое своеобразие фанфикшена (на материале фандома “Гарри Поттер”)“
№ | Дата | Тема | Форма занятия | Вид деятельности |
1. | Что такое фанфикшн? | Практикум | Исследовательская | |
2. | Почему художественная интерпретация важна для понимания произведения | Занятие– анализ | Исследовательская | |
3. | В чем психологическое обоснование популярности фанфикшена? | Лекция | Познавательная | |
4. | Способы интерпретации литературного произведения | Практикум | Исследовательская | |
5. | Чтение фанфиков как способ закрытия гештальтов | Лекция | Познавательная | |
6. | Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в самоутверждении | Размышление | Исследовательская | |
7. | Час чтения: таймтревелы | Читательский тренинг | Познавательная | |
8. | Час чтения: попаданство | Читательский тренинг | Познавательная | |
9. | Час чтения: дамбигады | Читательский тренинг | Познавательная | |
10. | Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в принятии | Размышление | Исследовательская | |
11. | Час чтения: северитусы | Читательский тренинг | Познавательная | |
12. | Час чтения: раскаявшийся Драко | Читательский тренинг | Познавательная | |
13. | Час чтения: драмионы | Читательский тренинг | Познавательная | |
14. | Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в безопасности | Размышление | Исследовательская | |
15. | Час чтения: севвитусы | Читательский тренинг | Познавательная | |
16. | Час чтения: выживший Сириус | Читательский тренинг | Познавательная | |
17. | Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в единомышленнике | Размышление | Исследовательская | |
18. | Час чтения: командные фики | Читательский тренинг | Познавательная | |
19. | Час чтения: родомагия | Читательский тренинг | Познавательная | |
20. | Подведение итогов. Жанровое своеобразие фанфикшена как отражение психологических потребностей его читателей. | Размышление | Исследовательская |