Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Современный литературный процесс открывает новые творческие перспективы. Сетевая литература сделала возможным быстрый обмен творческими опытами, в том числе, и опытом интерпретации прочитанных книг и просмотренных фильмов. Фанфикшн как способ литературной интерпретации крайне популярен среди детей, подростков и молодежи.

Существует необходимость осознания функций фанфикшена, понимания его значения для литературного процесса, общества, личности. Для успешной интеграции в современное Интернет-сообщества учащийся должен уметь взаимодействовать с фанфикшеном, владеть методами анализа подобных произведений, понимать способы воздействия фанфикшена на психику.

Важность курса объясняется также и потенциальной опасностью фанфикшена: неподготовленный читатель может с головой уйти в мир фантазий, оторвавшись от реальности. Если же учащийся будет понимать и осознавать механизмы воздействия фанфикшена, он избежит такой ловушки.

Цели и задачи:

расширение кругозора детей через знакомство с интерпретациями известных им произведений культуры;
– обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка;
– формирование
  активного читателя, владеющего прочными навыками интерпретации прочитанного;
– формирование
  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к литературному творчеству;

Обучение детей по программе внеурочной деятельности «Жанровое своеобразие фанфикшена (на материале фандома “Гарри Поттер”)» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. 

Требования к личностным результатам:

– осознание своего творческого потенциала; становление творческой личности;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение интерпретативных стратегий, умение использовать их механизмы и распознавать их в тексте;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свое литературное творчество, выложенное на просторы Сети,

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие абстрактного мышления, дедуктивно-индуктивной системы аналитического подхода;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в рамках ведение Интернет-дискуссий, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к литературному творчеству, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи интерпретации произведений культуры; поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою интерпретацию в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха интерпретации;

адекватное использование речевых средств и средств информационно–коммуникационных технологий для решения различных интерпретативных и художественных задач;

умение осуществлять творческую литературную деятельность для выражения своей интерпретации;

овладение навыками смыслового чтения фанфиков различных направлений и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

осознавать значимость интерпретации в процессе освоения произведений культуры;

формировать потребность в размышлении над прочитанным;

использовать разные виды интерпретации (художественную, публицистическую, научную);

уметь самостоятельно выбирать интересующие фанфики;

пользоваться материалами фандома для понимания и получения дополнительной информации;

развивать чувство литературного слога;

развивать коммуникативные навыки;

развивать культуру письменной речи;

пополнять словарный запас.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБУЧЕНИЯ

Выполнение Программы рассчитано на один год. Возможно последующее расширение  программного материала для новой возрастной группы с учетом обогащения читательского опыта.

Организация работы проходит с учетом возрастных особенностей семиклассников и санитарно-гигиенических требований

Занятия поводятся 1 раза в две недели. Продолжительность занятия 40–45 минут.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 7 класса “Жанровое своеобразие фанфикшена (на материале фандома “Гарри Поттер”)

Дата

Тема

Форма занятия

Вид деятельности

1.

 

Что такое фанфикшн?

Практикум

Исследовательская

2.

 

Почему художественная интерпретация важна для понимания произведения

Занятие–

анализ

Исследовательская

3.

 

В чем психологическое обоснование популярности фанфикшена?

Лекция

Познавательная

4.

 

Способы интерпретации литературного произведения

Практикум

Исследовательская

5.

 

Чтение фанфиков как способ закрытия гештальтов

Лекция

Познавательная

6.

 

Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в самоутверждении

Размышление

Исследовательская

7.

 

Час чтения: таймтревелы

Читательский тренинг

Познавательная

8.

 

Час чтения: попаданство

Читательский тренинг

Познавательная

9.

 

Час чтения: дамбигады

Читательский тренинг

Познавательная

10.

 

Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в принятии

Размышление

Исследовательская

11.

 

Час чтения: северитусы

Читательский тренинг

Познавательная

12.

 

Час чтения: раскаявшийся Драко

Читательский тренинг

Познавательная

13.

 

Час чтения: драмионы

Читательский тренинг

Познавательная

14.

 

Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в безопасности

Размышление

Исследовательская

15.

 

Час чтения: севвитусы

Читательский тренинг

Познавательная

16.

 

Час чтения: выживший Сириус

Читательский тренинг

Познавательная

17.

 

Фанфикшн как способ удовлетворения потребности в единомышленнике

Размышление

Исследовательская

18.

 

Час чтения: командные фики

Читательский тренинг

Познавательная

19.

 

Час чтения: родомагия

Читательский тренинг

Познавательная

20.

 

Подведение итогов. Жанровое своеобразие фанфикшена как отражение психологических потребностей его читателей.

Размышление

Исследовательская

Скачать диссертацию