Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Методические рекомендации предназначены для учителей–словесников, испытывающих затруднение в подаче такого материала, как фанфикшен. В рекомендациях представлен способ познакомить старшеклассников с миром фанфикшена на примере фандома «Гарри Поттера» и обучить их использованию фанфиков для расширения кругозора и улучшения навыков интерпретации книг, фильмов, театральных спектаклей.

Цель спецкурса: расширить представления старшеклассников о способах интерпретации за счет овладевания ими нового способа творческого выражения своего мнения – написания фанфиков и знакомства с уже существующими материалами этого жанра.

Задачи спецкурса:

1. Исследовать механизмы интерпретации художественных произведений методами фанфикшена.

2. Овладеть способами формирования своих мыслей через написание фанфиков.

3. Овладеть системой разграничения качества и характера фанфиков.

Формы организации образовательного процесса: дистанционное обучение (оф–лайн).

Технология обучения: информационно–коммуникационная.

Основные формы контроля: написание промежуточных и итоговых творческих работ в форме фанфиков.

Общая характеристика программы спецкурса:

принцип построения: жанрово-тематический;

принципы обучения: общедидактические (принцип активности учащихся, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности и посильности, принцип наглядности) и частнометодические (принцип коммуникативной направленности, принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности);

приемы пробуждения познавательной активности школьников: прием новизны, прием динамичности, прием значимости;

учет возрастных особенностей школьников: для анализа используются фанфики только категорий «гет» и «джен» с рейтингом ниже NC–17;

содержательные особенности курса: интегрированный характер, острая проблематика, творческий характер, мозаичность и всеобъемлющий характер материала;

содержание курса сопряжено с основной программой обучения предмету под ред. А.Г. Кутузова, направленной на творческую деятельность в процессе освоения курса литературы, перекликается с учебниками под редакцией Кутузова А.Г., Киселева А.К., Романичевой Е.С.

Программа спецкурса

Раздел

дисциплины

Кол–во

часов

Форма

контроля

Тема 1. «Фанфикшн как способ интерпретации произведений культуры»

10 

Фанфик по любимому фандому 

Тема   2. «Бросаем вызов автору! Таймтревелы, литература «попаданства», дамбигады»

 10

Фанфик «Если б я был попаданцем» 

Тема   3. «Соединяем несоединимое! Северитусы, драмионы, фанфики категорий «раскаявшийся Драко» или «Гарри на Слизерине»

 10

 Фанфик «Я хочу свести этих героев!»

Тема 4.   «Причиняем счастье! Севвитусы, снейджеры, снэвансы, фанфики типа «выживший герой»

 10

 Фанфик «Мне слишком жалко этого героя!»

Тема 5.   «Становимся частью Команды! Родомагия, гармония, «командные» фанфики»

10 

Фанфик «Моя идеальная команда» 

Всего часов:

 50

 

реализация межпредметных связей: для написания фанфиков необходимо привлекать знания из областей литературы, русского языка, истории, психологии и некоторых других предметов, зависит от специфики фанфика;

«входные» / опорные знания и умения, необходимые для начала освоения авторского спецкурса: умение излагать свои мысли в художественной форме;

планируемые результаты освоения спецкурса:

а) личностные результаты: приобретение навыков художественного выражения своих мыслей в жанре фанфикшена, приобретение навыка интерпретировать произведения культуры с помощью фанфиков;

б) метапредметные: использование средств русского языка для выражения художественных образов, использование художественных образов для выражения аналитических выкладок, навык привлекать фактографический материал для обогащения своего художественного текста, использование математических методов для создания речевой стилизации, использование психологических методов для конструирования художественного текста;

в) предметные: понимание механизмов интерпретации художественных произведений методами фанфикшена, навык формирования своих мыслей через написание фанфиков, владение системой разграничения качества и характера фанфиков.

Особенные рекомендации составителя МР, связанные со спецификой спецкурса. Во время подготовки к спецкурсу нужно обратить особое внимание на отбор материала. Фанон предлагает тысячи различных текстов, многие из которых отличаются крайне низким качеством. Учитель должен уделить особое внимание этому вопросу и отобрать для знакомства только те тексты, которые а) являются репрезентативными для своей группы; б) отличаются высоким качеством литературного и художественного воплощения; в) отвечают морально–этическим стандартам.

Спецкурс решает такие проблемы, как грамотное знакомство школьников с миром фанфикшена (фанфикшн – неизбывная часть молодежной культуры, школьники в любом случае в него погрузятся, и только учитель литературы может помочь им правильно пройти это погружение и овладеть необходимыми навыками работы с фанфикшеном), обучение использование методов фанфикшена в личных целях (школьники смогут решать свои психологические проблемы путем написания фанфиков, если будут точно знать механизмы влияния этого процесса на психику) и формирование адекватного подхода к этому спорному виду материала (к сожалению, многие учителя из-за личных предубеждений упускают такую перспективную возможность заинтересовать школьников литературой и русским языком).

Скачать диссертацию