Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Основной механизм действия подобных фанфиков на психику читателя – раскрытие потенциала, заложенного, но нереализованного в каноне.

Художественный образ не исчерпывается тем, что написано в тексте произведения, и то, что сказал о герое автор, еще не является исчерпывающей характеристикой личности персонажа. Герой всегда шире того, что сказано о нем в тексте; каждый читатель, выступая отчасти соавтором, «додумывает» героя, дает более широкую интерпретацию его характеру. Потребность более широкого раскрытия понравившегося персонажа лежит в душе практически у каждого читателя.

В любом произведении есть персонажи, чей характер по каким-то причинам не было возможности раскрыть достаточно полно. Тому может быть причиной преждевременная смерть или другие трагические обстоятельства. Автор следует за своей идеей, и часто трагическое прерывание развитие персонажа необходимо для этой идеи. Однако в сердце читателя персонаж продолжает жить.

Фанфики, которые в более широкой степени раскрывают характер персонажа, удовлетворяют потребность читателя. Сопереживая персонажу, читатель принимает его трагедию близко к сердцу. Когда автор фанфика перестраивает обстоятельства так, чтобы избежать трагедии, читатель чувствует себя удовлетворенным: герой не погиб, герой не пострадал, он развивается и раскрывается вполне.

Абсолютное большинство произведений в рамках фанфикшена строится на этом «дораскрытии» образов, заложенных в каноне, однако не всегда это играет именно на потребность в безопасности. Просто раскрытие второстепенного персонажа никак не влияет на чувство безопасности читателя. Только если речь идет о персонаже, который умер, пережил тяжелую травму, потерял близких, на долгие годы угодил в тюрьму, – так или иначе был трагически остановлен в своем развитии, – только в таком случае фанфик удовлетворяет потребность в безопасности, потому что «спасает» героя. Этот механизм базируется на эмпатии и основан на самоассоциации читателя с тем или иным персонажем.

Скачать диссертацию