Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Основой для потенциальной возможности удовлетворения потребности читателя в самоутверждении становится вторичность фанфикшена. Механизмы удовлетворения потребности в самоутверждении лежат в противопоставлении канона и фанфика и осуществляются следующими способами:

1. Противопоставление сюжета. Читатель ассоциирует себя с персонажем фанфика, меняющим сюжета канона, ощущает свою «власть» над каноном. Фикрайтер работает на событийном уровне, использует механизмы управления сюжетом и системой образов.

2. Противопоставление читательской рецепции. Читатель смотрит на канон новыми глазами и самоутверждается за счет осознания расширения своей картины мира. Фикрайтер использует разные способы сменить фокусировку: это может быть прямая переоценка, оценка глазами нового героя, прописывание последствий, гротеск, доведение сюжетного хода до абсурда. Иногда фикрайтер может работать очень тонко, просто перечисляя факты таким образом, что читатель делает выводы сам.

3. Противопоставление читателя самому себе-прежнему. Читатель сравнивает себя после прочтения нового фанфика с собою-прежним, видит существенную разницу и чувствует удовлетворение собой за счет своего внутреннего роста. самый сложный для фикрайтера вариант, который требует глубокой работы с проблемным и идейным содержанием фанфика. Фикрайтер выстраивает такую философскую, идеологическую или этическую систему, которая изменяет читателя в момент освоения им этой системы. Здесь фикрайтеру требуется работать с текстом на всех уровнях, комплексно подходя к вопросам воздействия на читателя. Наиболее полно подобный принцип отражен в двух «титанах» фандома, о которых уже упоминалось выше: в «Гарри Поттере и Методах рационального мышления» Э.Юдковски и в «Команде» Tansan. Однако в небольших объемах подобная техника может использоваться и в менее известных фанфиках.

Скачать диссертацию