Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Еще один распространенный вариант фикотворчества связан с таким жанром сетевой литературы, как литература «попаданства». Основа сюжета в этом жанре строится на том, что герой из реального мира или другого канона попадает во вселенную «Гарри Поттера». Герой может знать сюжет поттерианы, а может и не знать; может попасть в любого героя, даже в животное. Чаще всего попаданец начинает активно изменять канон и выстраивать сюжет в соответствии со своими представлениями. По большей части, механизм рецепции здесь такой же, как в таймтревелах: «перепроживание» канона. Однако дидактический оттенок совсем другой. Если в таймтревелах мы видим ту же личность, которая стала осознанно подходить к принятию решений, то в фанфиках о попаданцах происходит замена личности. Такие примеры показывают, что в одной и той же ситуации можно принять разные решения, и выбор этих решений зависит от картины мира. Читая фанфик такого рода, человек «вживается» во внутренний мир нового героя, начинает понимать его картину мира; самоутверждение строится за счет более широкого взгляда на текст канона.

I. Группа фанфиков, в которых самоутверждение строится на основе включения своей психологической проекции в систему образов канона.

С жанром попаданства тесно связано понятие Мэри-Сью – психологической проекции фикрайтера в мир фанфиков. Мэри-Сью, или Марти-Сью, – это автобиографичный персонаж, которого автор наделяет своими чертами, а также зачастую добавляет того, чего самому автору крайне не хватает в реальной жизни (популярности, необычных умений, привлекательной внешности и т.д.). Такой персонаж попадает во вселенную поттерианы, завоевывает там популярность, начинает менять сюжет. Например, в фанфике Заязочки «Эффект птеродактиля» (2015–2016 гг.) мы видим попаданку в Гермиону Грейнджер, которая перевернула сюжет поттерианы с ног на голову. Отметим, что фанфики подобного типа удовлетворяют скорее потребности писателя, чем читателя, поэтому подвержены крайне жесткой критике со стороны аудитории. Фанфики с Мэри- или Марти-Сью в главных ролях считаются низкокачественными и вызывают удовольствие только у тех читателей, чья личность коррелирует с личностью автора – как следствие, читатель проходит авторский путь самоутверждения.

Фанфики такого типа могут быть более глубокими по содержанию, если автор не стремится самоутвердиться за счет своей проекции, а просто дополняет систему образов канона ею. Таким образом построен фанфик butalearner «Проклятие правды» (2012–2013 гг.). Введенный на четвертом курсе Гарри попаданец является отдельной личностью, которая входит в систему образов на общих правах. Попаданец не меняет сюжет напрямую, но общение с ним меняет главных героев, и уже в результате этих изменений меняется и сюжет.

II. Группа фанфиков, в которых самоутверждение строится на основе включения в систему образов сильного персонажа, который меняет канон в угодную фикрайтеру сторону.

Иногда фикрайтер вместо своей психологической проекции вводит в канон персонажа, отличающегося какими-нибудь необычными навыками, чтобы такой персонаж мог существенно повлиять на канон. К такому типу относится фанфик «Не везет, так не везет» (2013–2014 гг.) Alex 2011 – здесь в тело пустоголового хвастуна Гилдероя Локхарта попадает находчивый, деятельный сержант американской армии.

Популярность фанфиков про попаданцев связана в первую очередь с любопытством читателя – а как поведет себя другая личность в знакомых нам по канону условиях? Чтение таких фанфиков становится игрой, особенно, если личность попаданца читателю знакома.

Многие читатели знакомились с каноном «Гарри Поттера» в детском и подростковом возрасте, да и сам канон дается нам глазами Гарри, поэтому обычно имеет место довольно узкое и шаблонное восприятие событий канона. Фанфики про попаданцев дают новый взгляд, новую оценку знакомому. Читатель начинает шире смотреть на вещи, видеть больше: происходит самоутверждение над самим собой-прежним. Это вызывает у читателя ощущение, что он повзрослел, стал более мудрым, научился объективнее смотреть на мир.

Скачать диссертацию