Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Педагогическая технология: диалог (диспут, дебаты). Основным предметом моего диссертационного исследования является русскоязычный фанфикшн по фандому «Гарри Поттера» – явление новое и неоднозначное. Литературоведческая наука еще не выработала ни единого подхода к этому явлению, ни рекомендованных методических наработок, поэтому наиболее эффективно проводить пары, посвященные фанфикшену, в форме диспута. Именно в столкновении различных позиций и взглядов рождается оптимальный подход, позволяющий максимально полно оценить значимость фанфикшена для отечественной литературы XXI века.

ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Форма и условие организации учебного занятия

Выбранная мною форма организации учебного занятия – дискуссия (или дебаты). Эта форма предполагает живое участие аудитории в обсуждении теоретических и практических вопросов. Такая форма занятия позволяет не только исследовать явление фанфикшена вообще, но и выявить практическую пользу этого явления для каждого конкретного учащегося. По результатам дебатов каждый участник занятия сможет четко ответить на вопрос: зачем фанфикшн нужен лично ему, какое место это явление может занимать в его жизни. Открывающийся во время дискуссии диалог позволяет учащимся не только освоить необходимый объем учебного материала, но и подойти к экзистенциальным и гносеологическим вопросам, познать самих себя, отрефлексировать важные явления своей жизни.

Дискуссия становится возможна благодаря проблемности выбранного материала. Среди литературоведов нет единства в оценки такого сложного явления, как фанфикшн. Одни литературоведы вовсе отказывают ему в художественной и эстетической ценности, другие говорят о том, что отдельные произведения фанфикшена достойны занять свое место в рядах русской классики. Не утихают споры, является ли фанфикшн суррогатом, эпигонской литературой, явлением массовой культуры, – или же за этим видом творчества стоит нечто большее, творческая интерпретация, глубокая рефлексия чужих текстов, обмен жизненным опытом?

Необходимое условие организации учебного занятия – знакомство аудитории с явлением фанфикшена, заранее прочитанные тексты, которые помогут участникам дискуссии аргументировать свою точку зрения и выбрать ту или другую сторону в открывшихся дебатах.

Модель поведения преподавателя по отношению к обучающемуся, определение роли преподавателя в учебной ситуации

Оптимальная модель поведения преподавателя по отношению к обучающемуся в рамках такой дискуссии – организатор коммуникативного процесса. Поскольку вопрос о научной оценке фанфикшена является открытым, преподаватель не должен навязывать учащимся свою точку зрения. Авторитарная модель поведения здесь невозможна: нет законченной литературоведческой рефлексии и оценки этого литературного процесса. Задача преподавателя – организовать дискуссию, дать высказаться каждой стороне, не позволить дебатам свернуть в сторону от обсуждаемой темы, не допустить перехода на неаргументированные эмоциональные заявления и помочь учащимся суммировать и отрефлексировать ход и итоги дискуссии.

Модель поведения обучающегося по отношению к преподавателю, учебному коллективу, роль обучающегося в учебной ситуации

Модель поведения обучающегося в ходе данной дискуссии – коллега преподавателя, его партнер по научному исследованию. Связанные с фанфикшеном вопросы теоретического осмысления находятся на стадии разработки, поэтому каждый учащийся может внести в них вклад наравне с более опытными исследователями. Свежий взгляд и рефлексия со стороны учащихся особенно важны, потому что фанфикшн является современной формой литературного процесса, отражающей потребности читателя XXI века. Привлекая опыт своей личной жизни и своего личного взаимодействия с фанфикшеном и используя научный инструментарий, полученный в рамках теоретических курсов, учащийся сможет провести самостоятельное исследование, которое поможет определить и уточнить положение фанфикшена в современном литературном процессе.

Прогнозирование конечного образовательного результата, связь образовательного результата с используемой технологией

Конечный образовательный результат – выявление теоретических особенностей и практической значимости фанфикшена. По результатам дебатов каждый учащийся будет понимать, чем фанфикшн отличается от других литературных жанров, в чем его самобытность и самоценность, а также понимать, какую пользу это явление может принести для формирования его личности.

Именно дискуссия, поднимающая острые и спорные вопросы, поможет учащимся осознать всю полноту возможностей и потенциал фанфикшена. Сравнивая свой опыт взаимодействия с фанфиками с опытом своих коллег, учащиеся смогут составить полную картину функций и практической ценности фанфикшена как способа саморефлексии, литературной интерпретации, гносеологического инструмента. Занятие поможет учащимся расширить свои представления о фанфикшене: познакомиться с произведениями, обладающими высоким художественным и эстетическим значением, узнать о роли фанфикшена как средства художественной интерпретации текста, понять связь фанфикшена с психологией автора и читателя, проанализировать влияние фанфиков на психику читателя.



Скачать диссертацию