Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Драмионы (второе название – гермидраки) – это фанфики, в которых осуществляются любовные отношения между Драко Малфоем и Гермионой Грейнджер. В каноне это герои-антагонисты, которые ненавидят друг друга, но в фанфикшене может осуществиться их взаимное принятие. Для этого есть несколько распространенных моделей.

I. Драмионы со взаимной любовью. Самый простой и распространенный вариант драмионы – герои просто полюбили друг друга, принятие осуществилось через любовь. Ярким примером такого фанфика является работа Чацкой «Платина и шоколад» (2014 г.). Сущность такого принятия выражает друг Драко, говоря о любви главных героев: «– Это было невозможно, – согласился Блейз. – Но это было. Всегда» [121]. В этом романе подробно рассматриваются все факторы, делающие героев антагонистами, все то, что мешает осуществиться их любви – и все же любовь пробивается наружу, сметает все преграды. Финал фанфика остается открытым, но сам автор дает читателям надежду в небольшом сиквеле «Ему было тихо» (2014 г.), где герои все-таки обретают друг друга.

В таких фанфиках любовь дает возможность преодолеть различия, принять человека таким, какой он есть, а не таким, каким бы ты хотел его видеть. Особой популярностью драмионы пользуются у подростков, потому что для них эта проблема актуальна: первый опыт отношений часто бывает негативным именно из-за желания переделать партнера «под себя». В драмионе читатель видит возможность безусловного принятия, создания здоровой базы для долговременных отношений.

II. Драмионы с насильственным браком. По каким-то роковым причинам (приказ Волдеморта, приказ министерства, клятва Магии и т.д.) герои оказались связаны нерасторжимым браком. Они вынуждены принять друг друга, чтобы сосуществовать. В некоторых случаях искреннее принятие перерастает в любовь. Более мягкий вариант такого сюжета – Драко и Гермиону назначают старостами школы и селят в одной гостиной, они также вынуждены искать взаимопонимания. Пример драмион такого типа – «Парадокс судьбы» (2015 г.) Алонси. Вынужденные пожениться из-за Закона о браке, Драко и Гермиона истово враждуют, но со временем ярость преображается в страсть, а та рождает более глубокие чувства. Фанфики такого типа часто указывают на то, что мы знаем других людей чисто поверхностно; если же узнать человека ближе, то и отношение к нему изменится. Читатель вслед за героями учится знакомиться с людьми по-настоящему, находить в них глубоко скрытое. На примере модели отношений Драко и Гермионы читатель видит, что вражда и неприятие часто базируются на взаимных иллюзиях: мы ненавидим не самого человека, а то, что мы о нем придумали.

III. Драимоны в жанре «джен». Фанфики, в которых Драко и Гермиона становятся просто друзьями. Принятие обычно осуществляется естественным способом: взросление, узнавание друг друга, понимание. Замечательным примером такой модели является фанфик «От сессии до сессии…» (2012 г.) ochi.koloru.neba, в котором Драко и Гермиона становятся студентами одного университета. У обоих уже есть свои возлюбленные, и их отношения развиваются только в дружеском ключе. В фанфиках такого типа снижается драматизм и накал страстей, зато линия принятия становится более психологичной и «свободной» – герои принимают осознанное решение к принятию.

Главным принципом драмионы является безусловность принятия: герои не пытаются изменить друг друга, несмотря на разницу во взглядах. Впрочем, герои могут помогать друг другу измениться, если это было свободное желание партнера, как, например, в фанфике Lady_Die «Студент и леди» (2008 г.), где Драко помогает Гермионе освоить этикет, а Гермиона Драко – подтянуть учебу.

Скачать диссертацию