Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

В современной сетевой литературе фанфикшн занимает важное место и оказывает влияние на большое количество читателей. Влияние это может быть как конструктивным, так и деструктивным. В рамках настоящего исследования мы с помощью литературоведческого анализа вскрыли механизмы этого влияния и составили классификацию фанфиков категорий «гет» и «джен» фандома «Гарри Поттер». Основным фактором систематизации послужил психологический элемент читательской рецепции: какие психологические потребности удовлетворяются тем или иным типом фанфиков. Наша классификация является базой для библиотерапевтической программы и спецкурса для школьников.

В ходе теоретико-практического анализа мы выявили основные свойства фанфикшена, продуктивные с точки зрения библиотерапии. На основании этой аналитики мы выдвинули новый подход к изучению материалов фанфикшена: вторичность фанфика по отношению к тексту канона способствует закрытию у читателей гештальтов.

В ходе исследования были проанализированы конкретные фанфики из выборки и выделены механизмы, оказывающие ключевое влияние на читательскую рецепцию. На основании такого выделения была предложена новая систематизация типов фанфиков: в зависимости от тех психологических потребностей, которые они удовлетворяют.

Решены задачи исследования:

1) на основании анализа существующей научной рефлексии фанфикшена отобрана база для дальнейших исследований этого материала в библиотерапевтическом аспекте;

2) выделены квалифицирующие элементы художественной системы фанфиков, оказывающие доминирующее влияние на читательскую рецепцию;

3) разработана классификация фанфиков в соответствии с выбранными классификантами;

4) разработан школьный спецкурс, который разовьет у школьников способность к осознанному чтению и написанию фанфиков.

Исследование содержит теоретико-практические результаты:

обоснована идея рассмотрения фанфикшена с точки зрения библиотерапии;

проанализирован фактор вторичности фанфикшена как принципиально важный для терапевтического потенциала этих текстов;

в соответствии с психологическим фактором читательской рецепции структурирован материал фандома «Гарри Поттер»;

разработана система анализа материалов фанфикшена с точки зрения библиотерапии;

разработана система литературоведческого анализа, выделяющая ключевые элементы, воздействующие на читательскую рецепцию;

создана база для дальнейшего продвижения терапевтической программы чтения фанфиков из фандома «Гарри Поттер».

Исходя из перечисленных результатов, констатируем, что цель магистерской диссертации достигнута.

Проведенное исследование доказало важность и актуальность научного осмысления фанфикшена, потенциал этого жанра с точки зрения библиотерапии. В настоящем исследовании разработана база для последующих направлений работы:

1) создание терапевтической программы чтения для широкой аудитории читателей фанфиков о «Гарри Поттере»;

2) использование теоретической части диссертации в просветительских и публицистических целях, для оздоровления фандома и развития навыков осознанного чтения и письма у членов фандома;

3) использование практической части диссертации в практических целях написания фанфиков, осознанно закрывающих те или иные гештальты;

4) использование практической части диссертации в просветительских целях для повышения качества письма фикрайтеров;

5) применение предложенной в диссертации системы к другим фандомам;

6) использование материалов диссертации в школьной системе образования.

Таким образом, настоящее исследование является всего лишь частью более масштабного проекта, направленного на оздоровление читательской и пишущей аудитории фанфикшена. Результаты этого исследования стали базой для других научных, публицистических, художественных работ.

Скачать диссертацию