Выходные данные для цитирования:
Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.
К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”
В современной сетевой литературе фанфикшн занимает важное место и оказывает влияние на большое количество читателей. Влияние это может быть как конструктивным, так и деструктивным. В рамках настоящего исследования мы с помощью литературоведческого анализа вскрыли механизмы этого влияния и составили классификацию фанфиков категорий «гет» и «джен» фандома «Гарри Поттер». Основным фактором систематизации послужил психологический элемент читательской рецепции: какие психологические потребности удовлетворяются тем или иным типом фанфиков. Наша классификация является базой для библиотерапевтической программы и спецкурса для школьников.
В ходе теоретико-практического анализа мы выявили основные свойства фанфикшена, продуктивные с точки зрения библиотерапии. На основании этой аналитики мы выдвинули новый подход к изучению материалов фанфикшена: вторичность фанфика по отношению к тексту канона способствует закрытию у читателей гештальтов.
В ходе исследования были проанализированы конкретные фанфики из выборки и выделены механизмы, оказывающие ключевое влияние на читательскую рецепцию. На основании такого выделения была предложена новая систематизация типов фанфиков: в зависимости от тех психологических потребностей, которые они удовлетворяют.
Решены задачи исследования:
1) на основании анализа существующей научной рефлексии фанфикшена отобрана база для дальнейших исследований этого материала в библиотерапевтическом аспекте;
2) выделены квалифицирующие элементы художественной системы фанфиков, оказывающие доминирующее влияние на читательскую рецепцию;
3) разработана классификация фанфиков в соответствии с выбранными классификантами;
4) разработан школьный спецкурс, который разовьет у школьников способность к осознанному чтению и написанию фанфиков.
Исследование содержит теоретико-практические результаты:
– обоснована идея рассмотрения фанфикшена с точки зрения библиотерапии;
– проанализирован фактор вторичности фанфикшена как принципиально важный для терапевтического потенциала этих текстов;
– в соответствии с психологическим фактором читательской рецепции структурирован материал фандома «Гарри Поттер»;
– разработана система анализа материалов фанфикшена с точки зрения библиотерапии;
– разработана система литературоведческого анализа, выделяющая ключевые элементы, воздействующие на читательскую рецепцию;
– создана база для дальнейшего продвижения терапевтической программы чтения фанфиков из фандома «Гарри Поттер».
Исходя из перечисленных результатов, констатируем, что цель магистерской диссертации достигнута.
Проведенное исследование доказало важность и актуальность научного осмысления фанфикшена, потенциал этого жанра с точки зрения библиотерапии. В настоящем исследовании разработана база для последующих направлений работы:
1) создание терапевтической программы чтения для широкой аудитории читателей фанфиков о «Гарри Поттере»;
2) использование теоретической части диссертации в просветительских и публицистических целях, для оздоровления фандома и развития навыков осознанного чтения и письма у членов фандома;
3) использование практической части диссертации в практических целях написания фанфиков, осознанно закрывающих те или иные гештальты;
4) использование практической части диссертации в просветительских целях для повышения качества письма фикрайтеров;
5) применение предложенной в диссертации системы к другим фандомам;
6) использование материалов диссертации в школьной системе образования.
Таким образом, настоящее исследование является всего лишь частью более масштабного проекта, направленного на оздоровление читательской и пишущей аудитории фанфикшена. Результаты этого исследования стали базой для других научных, публицистических, художественных работ.