Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

С повсеместным распространением Интернет-сети литература переживает переходные процессы, связанные с образованием новых жанров. Один из таких жанров – фанфикшн, создание вторичных художественных произведений интерпретативного характера на основе уже существующих фактов культуры (книг, фильмов, компьютерных игр, комиксов). Новый материал требует новых подходов к исследованию.

Актуальность исследования базируется на факте широкого распространения фанфикшена и наличия большого влияния текстов этого жанра на психику читателей. Существует необходимость научного осмысления причин этого влияния, раскрытия и анализа механизмов воздействия фанфиков на читателей. Такое осмысление возможно только с помощью инструментов литературоведческого анализа, которые позволяют извлечь художественные элементы, оказывающие доминирующее влияние на рецепцию, и выстроить классификацию фанфиков на основе выделенных элементов.

Объектом исследования выступают фанфики категории «гет» и «джен» из фандома «Гарри Поттер». Предмет исследования – библиотерапевтический потенциал этих фанфиков.

Цель магистерской диссертации – исследовать жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. и разработать спецкурс по вопросам фанфикшена для учащихся 9-11 классов. В ходе исследования была выдвинута гипотеза: чтение фанфиков различных жанров способно удовлетворять рядпсихологических потребностей читателей и закрывать некоторые гештальты.

Исходя из сформулированной гипотезы, для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. разработать классификацию фанфиков категории «гет» и «джен» из фандома «Гарри Поттер» на основе фактора их влияния на психику читателя;

  2. выявить степень изученности сетевой литературы и фанфикшена как явления и отобрать базу для дальнейших исследований этого материала в библиотерапевтическом аспекте;

  3. выделить квалифицирующие элементы художественной системы фанфиков, оказывающие доминирующее влияние на читательскую рецепцию;

  4. разработать классификацию фанфиков в соответствии с выбранными классификантами;

  5. разработать школьный спецкурс, который разовьет у школьников способность к осознанному чтению и написанию фанфиков.

Значимыми теоретическими и методологическими источниками диссертационного исследования явились труды, посвященные изучению фанфикшена (Денисова А.И., Васильева Н.И., Прасолова К.А., Самутина Н.В.); работы, отражающие проблемы библиотерапии (Ю. Дрешер, Б. Симонов, Н. Назаркин, А. Миллер, Е. Brown, В. Kellner), работы, посвященные изучению проблем сетевой литературы (Е. Горный, Л.Г. Михайлова и Я.Н. Засурский), а также ученые, разрабатывающие методы рецептивной эстетики (В. Изер, Г. Яусс) и постмодернистской критики (Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, а также отечественные исследователи – В. Курицын, Ильин И.П.).

Основной пласт работ о фанфикшене, послуживших базой для дальнейших исследований, – это книги Генри Дженкинса «Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture» и Лизы Льюис «Влюбленная аудитория». К концу 2000-х годов появляются большие работы, посвященные фандому Гарри Поттера. Так, в 2009 году Эрика Хотведт пишет работу под названием «Гарри Поттер и фанфикшн: заполняя пробелы». Дженнифер Барнс в 2015 году в своей работе «Фанфикшн как игра воображения: что фанатские истории могут рассказать о когнитивистике и художественной литературе» замечает, что феномен фанфикшена заметно недооценивается современными учеными. Она рассматривает фанфикшн как ролевую игру и способ познания себя и мира.

Как и на Западе, основной научный интерес фанфикшена находится в сферах социологии и психологии. Однако среди русскоязычных работ есть и полностью литературоведческие исследования, посвященные серьезному осмыслению фанатских текстов. Одной из ключевых работ такого плана является диссертация Н.И. Васильевой «Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре». Фундаментальной работой по осмыслению жанровых особенностей фанфикшена является диссертация К.А. Прасоловой «Фанфикшн: литературный феномен конца XX – начала XXI века: творчество поклонников Дж. К. Ролинг». Новое слово в исследовании фанфикшена было сказано в 2013 году исследовательницей Н.В. Самутиной в ее обширной статье «Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта».

В 2016-2017 годах мы видим всплеск интереса к литературоведческому исследованию текстов фанфикшена. К таким работам можно отнести статью Е.Д. Шатровой и Л.А. Ласицы «К проблеме определения жанров произведений фанфикшн». В 2017 году выходит работа М.А. Федорчук «Специфика текстопорождения в фанфикшн (на маетриале русскоязычных фандомов)».

Методы исследования: культурно-исторический (фанфикшен рассматривается в контексте истории русской литературы); рецептивный (изучение влияния книг Дж.К. Роулинг на читающую аудиторию); структурный (на основе выявленных сходств и различий составляется классификация фанфиков); психоаналитический (рассматривается связь фанфиков с психологическими потребностями авторов и читателей и их незакрытыми гештальтами); метод постмодернистской критики (читатель выступает как соавтор канона и фанфика).

В источниковедческую базу исследования легло 115 фанфиков категории «гет» и «джен» из фандома «Гарри Поттер», отобранных по принципам: 1) репрезентативности в своей группе; 2) популярности среди читателей; 3) художественному качеству текста.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в литературоведении жанр фанфикшена рассматривается с точки зрения библиотерапии.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке нового подхода к классификации фанфиков. Хотя в нашей работе этот подход применен только к фанфикам категории «гет» и «джен» из фандома «Гарри Поттер», но в потенциале его можно применить к любому фандому и к любой категории фанфиков.

Практическая значимость исследования состоит в базе для разработки терапевтической программы чтения фанфиков, а также в разработке спецкурса для школьников, который поможет использовать фанфикшн продуктивно для формирования и развития личности.

Апробация исследования проводилась в рамках

– конференций: Всероссийская конференция молодых ученых-филологов «Филологическая наука в ХХI веке. Взгляд молодых» в МПГУ (по результатам выступления была опубликована статья «Фанфик Т.Егоровой «Команда» как продолжение традиций русской классической литературы»), Семнадцатая научно-практическая конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре» в МПГУ (по результатам выступления была опубликована статья «Фанфикшн как синтез массового и элитарного»), Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017» в МГУ (по результатам выступления были опубликованы тезисы «Литературная вторичность фанфикшена как фактор отбора писательских приемов»), XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ (по результатам выступления были приняты к публикации тезисы «Структурно-психологическая типология фанфикшена на материале фандома “Гарри Поттер”»);

– научных семинарах: научно-практический семинар «Genius loci в литературе, искусстве, культуре» (по результатам выступления была принята к публикации статья «Школа Чародейства и Волшебства «Хогвартс» как genius loci в фанфикшене»).

Результаты исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Скубко М.Д. – Литературная вторичность фанфикшена как фактор отбора писательских приемов. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ–2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2017. — 1 электрон. опт. диск (DVD–ROM); 12 см. – Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD–ROM; Adobe Acrobat Reader. — 1186 Мб. — 9000 экз. ISBN 978–5–317–05504–2

  2. Скубко М.Д. Особенности сленга поттероманов как проявление современной массовой культуры // Альфа–2017: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: И. Н. Кавинкина (отв. ред.). – Гродно: ГрГУ, 2017. – 706 с. : 35 рисунков на 5,75 страницах, 34 таблицы на 8,25 страницах. – Библиогр.: 814 назв. – Рус. – Деп. в ГУ «БелИСА». С. 328–333.

Принята к публикации статья для конференции «Актуальные проблемы теории языка и лингводидактики в УлГУ» (статья «Интертекстуальность фанфикшена как фактор перевода (на материале фандома “Гарри Поттер”)»).

На защиту выносятся следующие положения:

– чтение фанфиков способно удовлетворять психологические потребности читателей и закрывать их гештальты;

– существуют определенные повторяющиеся художественные элементы, которые непосредственно влияют на рецепцию фанфика;

– осознание механизмов влияния фанфиков на психику читателей повышает качество чтения и качество написания фанфиков.

Настоящее исследование состоит из введения, трех глав (глава I «Социокультурный генезис жанра фанфикшена в современной русской литературе»; глава II «Структурно-психологическая типология фанфикшена на материале фандома “Гарри Поттер”»; глава III «Методика учебной работы с материалами фанфикшена»), заключения, раздела «Список терминов», раздела «Список литературы», раздела «Приложения».

Скачать диссертацию