Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Дамбигад – весьма востребованный поджнар, характерный только для фандома «Гарри Поттера». Название жанра образовано от сокращения фамилии «Дамблдор» и добавления к нему приставки «гад» – то есть, это такие фанфики, в которых профессор Дамблдор является отрицательным героем.

Дамбигад вырос на целой системе аналитики, которая называется «Большая игра профессора Дамблдора». В этой аналитической системе исследователи под никами anna_y и cathereine рассматривают логические несоответствия первых пяти книг поттерианы, и объясняют их с позиции «а что, если Дамблдор – манипулятор»? Теория нашла большую поддержку в фанатских массах, в связи с чем найти фанфики в жанре «дамбигуд» (хороший Дамблдор) довольно сложно.

Популярность дамбигада как жанра связана с тем, что люди не любят, когда ими манипулируют – даже если это делается во имя Высшего Блага. Сюжет дамбигада всегда содержит в себе элементы борьбы против Дамблдора как воплощения Системы. Фикрайтер наделяет Дамблдора чертами всех ненавистных ему манипуляторов и доминантов, после чего бросает этому собирательному образу вызов – и побеждает. Бунт фикрайтера направлен на обретение личной свободы и независимости, права самому принимать решения и нести за них ответственность.

По типам дамбигады можно разделить на следующие группы.

I. Дамбигады, в которых Дамблдор уничтожается физически. Самоутверждение происходит за счет уничтожения вышестоящего.

Самый жесткий вариант бунта – полное уничтожение противника. Некоторые фикрайтеры отказываются от убийства и довольствуются пожизненным заключением в Азкабане, сумасшествием или превращением Дамблдора в неодушевленный предмет. Так или иначе, олицетворения манипуляции и власти уничтожается. Так заканчивается история Дамблдора в фанфике Доры Лайт «Родная кровь – не водица» (2015–2016 гг.): под действием сыворотки правды Дамблдор рассказывает о своих манипуляциях и попадает в Азкабан. Во время прочтения фанфиков такого типа читатель торжествует вместе с героями: источник всех их бед найден и наказан. Однако проблема таких фанфиков заключается в том, что авторы «назначают» Дамблдора виновником всех бед, полностью снимая ответственность с тех героев, с которыми себя ассоциирует читатель. Героев и читателей ставят на роль «жертвы», поэтому и самоутверждение – наказание «насильника» – осуществляется нездоровым путем и имеет острый компенсаторный характер.

II. Дамбигады, в которых одно зло сменяется другим. Самоутверждение происходит за счет завоевания права выбирать вышестоящего.

Философски настроенные фикрайтеры полагают, что уничтожением одного манипулятора ситуацию не спасти: на смену ему придет другой. Фанфики такого типа наполнены пессимизмом; победа героя над своим противником является ложной. Герой не обретает свободы, а лишь меняет господина над собой. Например, об этом рассуждает Ольга Эдельберта в фанфике «Немного диалектики» (2017 г.). Власть Дамблдора сброшена – но остается довлеющая над миром магии власть секретных служб, которые могут разрушить привычный магический мир в любой момент. В основном самоутверждение читателей таких фанфиков происходит на почве осознание ошибочности первой точки зрения – желания полностью уничтожить Дамблдора. Читатель вслед за героями фанфика понимает, что уничтожение Дамблдора не решает всех проблем, и чувствует себя умнее, чем был раньше.

Необычный фанфик такого типа – «Нормальные герои всегда идут в расход» (2014–2015 гг.) katss и shiky29. Здесь после победы Гарри оказывается скован Нерушимыми Обетами и вынужден подчиняться Министру Магии – власть Дамблдора сменилась на власть Министра. Когда заговорщики во главе с Малфоем освобождают Гарри от Обетов Министру, логичной реакцией героя становится ожидание новых обязательств: «– Но вы должны быть как минимум благодарны Малфоям за снятие всей той мишуры, которой опутало вас министерство. Вы сейчас свободны аки ветер… – Вот только не надо, профессор. Эта самая благодарность Малфоям для меня наверняка выльется в новые обеты…» [41]. Однако в этом фанфике порочный круг оказывается разорван: старый диктатор не сменяется новым, Гарри по-настоящему освобождается. Поэтому по воздействию на читателя этот фанфик удовлетворяет не только потребность в самоутверждении, но и потребность в безопасности.

III. Дамбигады, в которых герою удается договориться с Дамблдором. Самоутверждение героя происходит за счет получения равных прав с вышестоящим. Еще один вариант решения проблемы – дипломатический. Герой начинает представлять собой силу, с которой Дамблдору приходится считаться, в результате чего стороны приходят к компромиссу, делят сферы влияния, в каких-то сферах даже сотрудничают. Читатель вслед за героем перестает жить в системе «жертва–насильник», осознает себя как члены субъектно-субъектных отношений. Через этот когнитивный прорыв происходит самоутверждение над собой-прежним.

IV. Дамбигады, в которых герой перетянул Дамблдора на свою сторону. Самоутверждение героя происходит за счет нравственной победы над вышестоящим. Крайне редкий, но и крайне интересный вид дамбигадов. Здесь осуществляется настоящая победа над противником – Дамблдор обращается в веру героя и становится его союзником. Так выстраивается финал романа Tansan «Команда» (2010–2016 гг.): переживший аксиологический кризис Дамблдор обретает поддержку в лице таинственной Команды, которая долгие годы противостояла Волдеморту за его спиной: «Альбус перевел дух. Ему в жизни не приходилось вести монолога тяжелее, но лица анархистов ‒ внимательные, сочувствующие, живые ‒ не оставляли шанса замолчать. При этом он все отчетливее сознавал, что здесь его поймут и не осудят. Бог весть, какая небесная шестеренка вдруг сдвинулась с места, но личные сто лет одиночества Альбуса Дамблдора подошли к концу» [77, с. 469-470]. Читатель вслед за героями понимает, что он сам в чем–то сильнее вышестоящего, и этот вышестоящий может нуждаться в его помощи. Самоутверждение происходит за счет обретения точки опоры внутри себя: неважно, кто стоит над тобой, – важно, как ты себя ведешь с ним.

Таким образом, дамбигады интересны именно как некоторая эволюционная цепочка когнитивных прорывов. Начиная с нижней ступени – дамбигадов, в которых Дамблдор уничтожается, – читатель вслед за героями фанфиков переходит к все новым ступеням понимания. Происходит внутренний рост читателя, потребность в самоутверждении удовлетворяется здоровым путем через сравнение своей новой картины мира с прежней.

Скачать диссертацию