Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

В эпоху развития Интернета важную роль в литературном процессе стала играть сетевая литература. Благодаря открытой связи автора и читателя данный вид литературного творчества позволяет напрямую выяснять потребности читателей, отсеивать неудачное и неактуальное и развивать важное и полезное.

Одним из развивающихся жанров сетевой литературы является фанфикшн. Первоначально обладающий всеми чертами массовой литературы, в 2010–х годах этот жанр стал развиваться, приобретая черты элитарной культуры. Наиболее репрезентативен в этом отношении фандом «Гарри Поттера». Многие произведения в рамках этого фандома представляют как художественную, так и эстетическую ценность.

Рациональнее подходить к фанфикшену как к способу творческой интерпретации канонических текстов. При такой трактовке вторичность фанфикшена становится его главным жанрообразующим свойством. Фикрайтер не ставит себе цель написать оригинальное произведение, напротив, он хочет дать новую трактовку старому тексту, передать свой взгляд на вещи, объяснить свою картину мира. Интерпретативные стратегии широко варьируются и объединяют разные фанфики в те или иные поджанры.

Вторичность фанфикшена диктует авторам правила отбора литературных средств. Прием стилизации позволяет погрузить читателя в мир любимой книги, прием умолчания превращает чтение фанфика в интеллектуальную игру и делает читателя соавтором, а прием антитезы расширяет границы понимания и интерпретации. Фанфикшн учит подмечать детали и делать из них выводы, оценивать ситуацию с разных точек зрения. Текст фанфика вызывает у читателя эмоциональную вовлеченность, а также расширяет границы его восприятия.

Важное объяснение популярности фанфикшена лежит в рамках гештальт-психологии. Фанфик закрывает ситуацию, не завершенную в каноне. Отсюда следует принцип влияния фанфика на психику читателя. Читая канон, человек ассоциирует себя с теми героями, чьи проблемы ему близки. Поскольку текст канона обычно оставляет многие проблемы нерешенными, а гештальты незакрытыми, человек обращается к фанфикшену. Именно там фикрайтеры показывают способы решения проблем и закрывают гештальты не только герою, но и читателю. Идя вслед за любимым героем по страницам фанфика, читатель проживает его опыт и находит решение собственных проблем.

Именно из-за этого глубока внутренняя связь между потребностями читателя и типологией фанфикшена. В рамках методов библиотерапии можно представить классификацию фанфиков по фандому «Гарри Поттера» именно на основе читательских потребностей и типов гештальтов, которые закрываются в той или иной интерпретативной стратегии. Такая работа поможет систематизировать обширный интертекст фандома и сделать его более доступным для читателя.

Скачать диссертацию