Выходные данные для цитирования:

Скубко М.Д. Жанровые эксперименты в российской массовой литературе рубежа 20-21 вв. Магистр.филол.наук, МГОУ, Москва, 2018.

 

К сожалению, по независящим от меня причинам, название моей диссертации было изменено. Оригинальное название – “Жанр фанфикшн в современной русской литературе: социокультурный генезис и специфика реализации”

 

Способность фанфиков закрывать гештальты читателей и удовлетворять читательские потребности базируется на вторичности фанфикшена по отношению к тексту канона. Фактор вторичности может использоваться следующими образами:

1. Противопоставление сюжета или восприятия сюжета канона и фанфика. Фикрайтер предлагает другое развитие сюжета или другую оценку существующему в каноне сюжету. Такой ход удовлетворяет потребность читателя в самоутверждении: он чувствует власть над сюжетом канона, либо осознает себя более зрелым и мудрым за счет переоценки знакомых событий и характеров.

2. Гармонизация отношений между антагонистами. Фикрайтер берет героев-антагонистов и помещает их в условия, где их отношения становятся гармоничными. Это удовлетворяет читательскую потребность в принятии, читатель видит положительный пример возможности принятия человека таким, какой он есть. На основании показанного в тексте примера читатель распространяет увиденную модель и на себя: раз приняли героя – могут принять и меня.

3. Реализации заложенного в каноне потенциала. Фикрайтер берет отношения или сюжет, заявленный в каноне, но по каким-то причинам нереализованный. Это удовлетворяет потребность читателя в безопасности. Механизм удовлетворения этой потребности достаточно сложен и базируется на эмпатии и самоассоциации читателя с героем. Осваивая текст канона, читатель ассоциирует себя с персонажем, похожим на него. Часто эта «похожесть» заключается в наличии одинаковых незакрытых гештальтов. В каноне эти гештальты по каким-то причинам остаются незакрытыми, а в фанфике фикрайтер их закрывает. Продолжая ассоциировать себя с героем и в фанфике, читатель проходит его путь закрытия гешатльтов и закрывает свои собственные гештальты, обретая безопасность и комфорт.

4. Переработка типов отношений, заявленных в каноне. Фикрайтер берет канонные отношения и, отталкиваясь от них, выстраивает идеальную модель такого типа отношений. Читатель, осваивая эту модель, удовлетворяет свою потребность в единомышленнике и внутренне перестраивается таким образом, чтобы реализовать заявленную модель в жизни.

Отметим, что двумя важнейшими факторами в плане влияния фанфиков на психику читателей является управление читательской рефлексией (фикрайтер задает новые координаты для восприятия привычных ситуаций и характеров) и читательская эмпатия (читатели ассоциируют себя с теми или иными персонажами канона и фанфиков).

При этом следует помнить о неоднородности материала в фанфикшене. В одной и той же группе фанфиков могут оказаться тексты, крайне различающиеся как по художественному мастерству изложения, так и по психологической картине художественного мира. В связи с этим фанфики внутри одной группы можно поделить на репрезентативные продуктивные (характерные для этой группы и оказывающие положительное влияние на психику читателя), репрезентативные деструктивные (характерные для этой группы и оказывающие отрицательное влияние на психику читателя), нерепрезентативные продуктивные и нерепрезентативные деструктивные.

В настоящем исследовании рассмотрены только фанфики категорий «гет» и «джен» фандома «Гарри Поттер», но подобный анализ можно применять к любым категориям и любым фандомам. Для этого нужно воспользоваться таким алгоритмом:

1. После знакомства с интертекстом фанона выделить группы фанфиков с повторяющимися элементами сюжета (можно использовать интуитивную рефлексию читателей фандома, которые уже разделяют фанфики на подобные группы).

2. Внутри каждой группы выбрать повторяющиеся элементы художественной системы и отобрать те из них, которые характерны для этой конкретной группы.

3. В соответствии с выбранными в пункте 2 значимыми элементами выделить в каждой группе наиболее репрезентативные фанфики (учитывая при этом уровень их популярности в фандоме и уровень их художественной значимости).

4. Провести литературоведческий анализ значимых элементов в репрезентативных фанфиках.

5. На основании проведенного литературоведческого анализа понять, каким образом данные элементы влияют на читательскую рецепцию.

6. Перегруппировать фанфики и группы фанфиков в соответствии со сделанными в пункте 5 выводами.

7. Сделать общие выводы по получившей классификации, дополнить систему нерепрезентативными фанфиками.

Получившуюся в результате подобного анализа классификацию (в том числе и представленную нами) можно использовать в следующих целях:

1. Отбор материала для чтения. Поскольку внутри каждого фандома существуют тексты разного уровня качества, знакомство с интертекстом фандома затруднено. Ни обычный читатель, ни исследователь не способен сразу выбрать из огромного количества имеющихся текстов те, которые отвечают его читательским или исследовательским целям. Составление подобного рода классификации помогает отобрать фонд текстов, наиболее важных и репрезентативных. На основе такой классификации можно составить программу для чтения, как в бытовых, так и в учебных целях. Например, созданная нами классификация легла в основу спецкурса для школьников и библиотерапевтической программы чтения.

2. Повышение качества чтения фанфиков. Представляя результаты подобного исследования широкой аудитории, можно добиться значительного повышения качества чтения в рамках выбранного фандома. Читатель будет знать, что именно следует особо отмечать в текстах, будет понимать, по каким причинам ему нравятся те или иные тексты, станет подходить к чтению осознанно.

3. Повышение качества написания фанфиков. Представляя результаты подобного исследования фикрайтерам, можно добиться значительного повышения качества написания фанфиков. Фикрайтер будет понимать, каким именно образом его фанфики влияют на читателя, какие именно элементы художественной системы становятся основой для этого влияния. Соответственно, получится более тонко и качественно проработать художественную систему фанфика.

Таким образом, представленную классификацию можно использовать в научных, учебных, бытовых, творческих целях. Она помогает упорядочить материал фандома и повысить качество чтения и написания.

Скачать диссертацию