Выходные данные для цитирования:
Материалы XXI Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ, 16-20 апреля 2018 года.
Скубко М.Д. Структурно-психологическая типология фанфикшена на материале фандома «Гарри Поттер»
Полный текст статьи
Проблема типологии и систематизации материалов фанфикшена является актуальной, потому что этот молодой жанр активно развивается, исследователь и читатель сталкивается с неупорядоченным пластом разнокачественных текстов. Задача нашего исследования – дать классификацию фанфиков в бибилотерапевтическом аспекте. Исследование проведено на материале фандома «Гарри Поттер», поскольку это один из самых развитых и популярных фандомов рунета. В ходе исследования проанализировано и систематизировано 105 самых популярных фанфиков категории «гет» и «джен» на портале fanfics.me.
По результатам исследования выделено четыре большие категории фанфиков, каждая из которых содержит свои подразделы.
1. Фанфики, удовлетворяющие потребность в самоутверждении и контроле. Фикрайтер перехватывает контроль над художественным миром у автора каноничного произведения и самоутверждается за счет переработки чужой вселенной. Чувство удовлетворенности выше, чем при самостоятельном творчестве, потому что идет соревнование с автором канона, и в этом соревновании фикрайтер чувствует себя победителем. Сюда входят такие поджанры, как таймтревелы, литература «попаданства», дамбигады.
2. Фанфики, удовлетворяющие потребность в принятии. В каноническом тексте всегда есть герои-антагонисты, персонажи, которые категорически не принимают друг друга. Фикрайтер берет таких персонажей и создает для них условия, которые побуждают их к принятию друг друга. Частными поджанрами этого раздела являются северитусы, драмионы, фанфики категорий «раскаявшийся Драко» или «Гарри на Слизерине».
3. Фанфики, удовлетворяющие потребность в безопасности. Суть механизма удовлетворения этой потребности в том, что берется базово небезопасная ситуация (часто имеющая параллели с личным опытом фикрайтера) и преодолевается, выходит в зону комфорта. Сюда входят поджанры севвитус, снейджер, снэванс, фанфики типа «выживший герой».
4. Фанфики, удовлетворяющие потребность в единомышленнике. Текст становится психологической проекцией модели идеальных отношений. Поджанры – родомагия, гармония, «командные» фанфики.
Категории не являются строгими, один фанфик может содержать в себе черты разных категорий. Каждая из них обладает устоявшимся набором литературных средств и приемов, помогающих достичь удовлетворения той или иной потребности автора и читателя.
Практическое применение типологии – создание библиотерапевтической программы для чтения, которая поможет читателям в массе разнородных фанфиков находить актуальные для них произведения.
Объяснение терминологии будет дано в докладе.